Ханс Ульрих Обрист ключевая фигура в мире искусства не только благодаря своей сумасшедшей работоспособности, но и тем, что вывел роль куратора на качественно новый уровень. Обрист показал насколько можно быть популярным и востребованным в "мире искусства", не претендуя на лавры художника. Его вклад именно в "современное искусство"(а не в его теорию и критику) заключается в том, что он невероятно расширил рамки экспозционной и музейной практики. Роль архитектора в выставке никогда не имела такого значения, какое возникло с 1990-х годов в выставочной деятельности, а фигура куратора теперь могла не иметь ничего общего с работой историка искусства (Обрист говорил о таких возможностях и в рамках своих диалогов с другими кураторами предполагал, что вполне возможны и другие профессионалы в этой области), что мы сегодня и наблюдаем. С одной стороны Уэс Андерсон (кинорежиссер) блестяще справился с работой куратора в Вене, а куратором целой биеннале выступает не кто-нибудь, а суперзвезда социологической науки Бруно Латур (12 биеннале в Тайбэе). Таким образом, для современного искусства стали формироваться совершенно новые контексты его существования (не только и не столько в рамках экспозиционно-выставочных решений, сколько в рамках новых возможностей по работе с восприятием зрителей.
Хочется, подробнее рассказать об Обресте (его работа в качестве куратора галереи "Serpentine gallery" беспрецендента, рекомендую обратиться к книге Philip Jodidio "Serpentine Gallery Pavilions"), но формат не позволяет писать "long read".