“Если когда-либо существовала фамилия, имевшая особую, как бы наследственную предрасположенность к одному и тому же виду искусства, то это, конечно же, был род Бахов”, - так писал первый биограф И. С. Баха, Иоганн Форкель. И действительно, у них было много умелых композиторов. И мало можно среди них отыскать людей, существование которых не связано с музыкой.
А есть ли в истории нечто похожее?
Разумеется, да, Амир. Ведь докапиталистическое общество существовало по цеховым ("кастовым") законам, и - если уж речь зашла о семействе Бахов как примере, - по ним жили музыканты и актёры.
К примеру, в Парижской опере (или Королевской академии музыки) и Французской комедии служили (именно служили, а не работали) представители династий.
Династия Петипа по легенде восходит к XVII веку, ко времени царствования Людовика IV Солнца, когда танцевала одна из Петипа. Достоверно известно (по спискам), что дед Мариуса Петипа был обувщиком в Опере и Комедии, а бабка служила там же. Отец Мариуса Петипа был первым танцовщиком и балетмейстером в парижских, нескольких французских, немецких, австрийских, итальянских, бельгийских и голландских театрах. Его мать была актрисой. У Мариуса были сестры и братья, все актёры или танцовщики. Люсьен (русские называли его Люцианом) был премьером в Парижской опере, танцевал в первой Жизели, а затем был балетмейстером (поставил Сакунталу, прообраз Баядерки, поставленной Мариусом Ивановичем в СПб). Дети Мариуса Петипа были танцовщиками и актёрами: балерина дочь Мария, например, или сын был актёром даже в советское время.
Если взять биографические справочники художников или музыкантов XVIII и XIX веков, то в них можно видеть длинные списки представителей династий. Нет смысла перечислять.
С наступлением новых общественных отношений возможности расширились, цеховая структура разрушилась. Всё смешалось в доме Облонских.
Спасибо!