Билл Каннингем был одним из пионеров уличной фэшн-фотографии — направления, которого до него, по сути, даже не существовало.
Фэшн-фотография зародилась в студиях и оставалась там вплоть до середины ХХ века — несмотря на все радикальные изменения, произошедшие с ней за эти десятилетия (сравните между собой снимки Адольфа де Мейера и Эрвина Блюменфельда).
После войны мода на уличную фотографию переносится и в фэшн-индустрию — такие фотографы как Уильям Кляйн и Франк Орват первыми выводят моделей на улицы, снимая их на фоне обычных прохожих, однако это все еще постановочные фотографии.
Билл Каннингем же оказывается ближе к чистой уличной фотографии вроде Гарри Виногранда — он не снимает моделей, а фотографирует настоящую уличную моду Нью-Йорка (как знаменитостей, так и случайных модников, не видя между ними большой разницы). Он документалист от мира моды.
Более того, за его полувековую карьеру в The New York Times (Каннингем начинал как пишущий журналист, но с 1967 года стал работать ещё и фотокорреспондентом), он не только фиксировал эволюцию модных течений, но и оказывал на них прямое влияние — его колонки читал без преувеличения весь город. Образ Нью-Йорка как столицы мировой моды и города, в котором ты за каждым углом можешь натолкнуться на какую-нибудь знаменитость (во многом оправданный) сформировался в том числе благодаря Биллу Каннингему.
Напоследок приведу две цитаты, на мой взгляд отлично раскрывающие роль Каннингема в истории фотографии и истории моды.
В 2019 году Кэти Хорин, знаменитый критик моды и бывший контрибьютор The New York Times, писала в предисловии к книге «Билл Каннингем. На улице: пять десятилетий культовой фотографии»: «[Билл] первым запечатлел женщин, которые отказались от каблуков и начали ходить на работу в кроссовках, показал возвращение широких костюмов 30—40-х, появление джинсов с низкой посадкой, моду на камуфляж, а также добрую сотню стильных нарядов, защищавших ньюйоркцев от непогоды. Он считал, что истинный портрет моды — и, опосредованно, эпохи — определяется тем, как одеваются реальные люди, будь то подростки в экстравагантных толстовках или богачи на благотворительных приемах. Модных подиумов ему было недостаточно, поэтому каждый день он брал в руки камеру и выходил с ней на улицу».
А так же слова легендарной Анны Винтур, бессменного редактора американского Vogue с 1988 года: «Мы все одевались для Билла. Обычно он делал один-два быстрых снимка… либо он игнорировал тебя, что было равнозначно смерти».
До конца августа в Мультимедиа Арт Музее открыта выставка фотографий Билла Каннингема «Мода на подиумах и тротуарах». Подробнее о выставке можно прочитать на нашем сайте.