Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как работает перспектива в работах Петрова-Водкина?

Искусство и культураИскусство+1
Анонимный вопрос
  ·   · 1,4 K
Студент IV курса МГУ имени М.В. Ломоносова...  · 11 авг 2021

Поиски К.С. Петрова-Водкина в области перспективы связаны, в сущности, с тремя подходами к построению пространства. С одной стороны, это привычная прямая (линейная) перспектива, которая утвердилась в живописи Нового времени и которая соответствует особенностям человеческого зрения (мы видим предметы в постепенном сокращении по мере их приближения к горизонту). С другой стороны, художник обращается к т.н. обратной перспективе, которая была характерна для средневековой живописи, в т.ч. и для древнерусской иконописи (иконописное искусство повлияло также на сюжеты Петрова-Водкина ("Умиление Злых Сердец") и манеру изображения человеческого тела (вплоть до "Купания красного коня"). Обратная перспектива предполагает изображение не реального, а умозрительного, символического пространства, и потому предметы в рамках этого подхода, в отличие от прямой перспективы, как будто сокращаются по мере приближения к зрителю.
Наконец, для художника были важные авангардистские поиски в области перспективы, в т.ч. совмещение в рамках одного изображения сразу нескольких точек зрения – приём, который начал широко использовать Сезанн (например, в натюрмортах) и который развили французские кубисты, русские кубофутуристы и др.
В результате синтеза этих принципов Петров-Водкин пришёл к индивидуальной идее - т.н. сферической перспективе, в которой мы найдём элементы всех трех подходов. Ярко это можно проследить в уже зрелой работе художника "Полдень" (1917), где сочетание перспектив создаёт, с одной стороны, ощущение планетарного масштаба, с другой - производит впечатление практически "блуждающей" камеры (мы видим разные части изображения то общим планом, то крупным планом).