Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как религиозные идеи Филонова влияли на его аналитический метод?

Искусство и культураИскусство+1
Анонимный вопрос
  ·   · 6,4 K
Искусствовед, специалист по средневековому...  · 29 апр 2021

На самом деле, нам крайне мало известно о том, что сам Филонов говорил о своем религиозном мировоззрении - он не оставил нам подробных описаний собственных работ. Тем не менее, мы знаем, благодаря его автобиографии, что творческий путь Павла Филонова начинается с выполнения иконописных образов. Так, в 1908-1910 году он пишет икону "Святая Екатерина", предназначавшуюся для его сестры Екатерины Николаевны.

Павел Филонов_Св Екатерина.jpg

И в этой иконе мы впервые видим следы зарождения его творческого метода: у ног Святой Екатерины лежит цветок, напоминающий какую-то фантазийную органическую субстанцию.

Вообще иконопись с ее бестелесностью и с ее тенденцией к изображению всего природного в трансцедентальных формах, вероятно, оказала большое влияние на Филонова. Правда, впоследствии он отойдет от предельной точности в передаче иконографических деталей и будет создавать вневременные, монументальные образы, сюжеты которых явно заимствуются им из Священного Писания (например, "Святое семейство", которое в советские годы было переименовано в "Крестьянскую семью").

Филонов Крестьянская семья.jpg

Но самое важное, на мой взгляд, что Филонов привносит в свой аналитический метод из религиозных идей - это его понимание смерти (в очень христианском ключе) как перерождение. Смерть и перерождение, от полного распада материи на мельчайщие частицы (атомы) и до обретения ими второй жизни в виде окаменелостей, новых субстанций и т.д., соответствуют у Филонова духовной смерти и духовного перерождению ("Перерождение интеллигента"). Эту идею Филонов и воплощает в своей узнаваемой, "кристаллической" живописной манере, сближая христианское представление о возрождении души с наукой (собственно, в 1911 году Эрнст Розерфорд и создал свою знаменитую "модель атома").

филонов_перерождение человека.jpg

Эта духовная смерть, по мнению Филонова, происходит через переживание катастрофы Первой мировой войны или социалистической революции ("Формула петроградского пролетариата"), но каждый завершается последующим пере-рождением или воз-рождением души (духовности).

Филонов_формула петроградского пролетариата.jpg

Следуя заветам кубизма, Филонов как бы "расщепляет" физическую материю на множество микроединиц (это, конечно же, дань современной науке!), чтобы изобразить органический мир на грани распада, которому суждено вновь воскреснуть (весьма по-христиански). В этом, кстати, видится и что-то "босховское": как будто Филонов, как и художники Позднего Средневековья, стремится одновременно показать мир как вселенскую панорамму и, в то же время, продемонстрировать все его многообразие в мельчайших деталях (Северное Возрождение вошло в чат).