Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как можно экспонировать уличное искусство? Есть ли какие-то направления, которые можно вместить в пространство галереи или музея?

Искусство и культураИскусство+2
Анонимный вопрос
  ·   · 887
Лучший
Галерея Syntax  · 9 мар 2021  · syntaxgallery.com
Отвечает
Igor Ponosov

Природа уличного искусства состоит в том, что оно эфемерно, но прежде всего в том, что работы сайт-специфичны и созданы под вполне конкретный контекст. Поэтому экспонирование уличных работ в галерее возможно только в формате фото или видео-документации. Её можно сопровождать разного рода артефактами и инструментарием, которым обычно пользуется художник (например, это может быть трафарет или даже холст, характеризующий авторский стиль), но основным объектом всё же остается документация, отражающая процесс создания или бытования уличного произведения в пространстве города.

Сегодня зачастую выставки уличных художников проходят по всему миру в формате экспонирования работ на холсте, но к уличному искусству такие выставки отношения не имеют, это лишь репрезентация стилей и техник, которые характеризуют того или иного художника.

В последнее время получают распространение и попытки физического переноса уличных работ в галерейное и музейное пространство для последующего экспонирования или же продажи на аукционе. Такое неоднократно случалось с уличными работами Бэнкси, а для работ итальянского художника Blu даже была применена специальная техника (Calicot) по переносу его фресок с поверхности стены на поверхность холста. Эта техника позволила сохранить уличные работы Blu и сделать их копии для экспонирования в самой масштабной на сегодня ретроспективе уличного искусства в итальянском Palazzo Pepoli, Болонья. Техника крайне трудоемкая и дорогостоящая, поэтому на данный момент в контексте переноса произведений современных уличных художников была использована лишь единожды в 2016 году.

Сегодня можно выделить и ряд авторов, которые свои студийные работы строят на осмыслении городского контекста и эстетике уличной культуры. Так, например, британский антрополог и куратор Рафаэль Шактер, выделяет такое направление как Intermural Art – то, что создается не на стене и не внутри стен, а будто бы между ними. Это характеризует некое пограничное состояние современных практик в уличном искусстве.

К таким авторам Шактер относит американского художника Брэда Дауни, француза Horfee, итальянского художника Филиппо Минелли и других. Ряд исследователей определяют пограничное состояние и другими терминами, например, набирает популярность такое определение студийно-уличного искусства, как Post-Vandalism. Эти терминологические попытки/упражнения нам говорят о том, что уличное искусство сегодня имеет множество трансформаций, а перетекание этих практик в галерею сильно влияет на сам художественный метод – какой-то из них оно формализует и загоняет в формат холста, другому же даёт импульс к развитию новых приёмов и пограничных жанров.