Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Навязывают ли экономически успешные страны свою культуру менее успешным?

ОбществоИстория+2
Анонимный вопрос
  ·   · 6,7 K
Преподаватель ВШЭ и РУДН, билингв, PHD in...  · 13 янв 2023  · dzen.ru/drozdovlanguage
Вопрос очень интересный и по-своему сложный. Давайте попробуем разобраться в нем при помощи известных коммуникативных теорий и практик. 
Культурный империализм и культурная гегемония
Культурная гегемония описывает господство определённой культуры, поддерживаемое идеологическими средствами. Обычно это достигается через социальные институты, которые позволяют сильно влиять на ценности, нормы, идеи, ожидания, мировоззрение и поведение остального общества.
Культурная гегемония действует, формируя мировоззрение правящего класса и воплощающие его социальные и экономические структуры как справедливые, законные и предназначенные для всеобщего блага, даже если эти структуры могут приносить пользу только правящему классу. 
Чтобы лучше разбираться в теме культурного империализма, важно взглянуть на идеи одного из его теоретиков-основателей Антонио Грамши. Под сильным влиянием теорий и работ Карла Маркса итальянский философ и критик Грамши выдвинул идею культурной гегемонии для описания власти одной группы над другой. В отличие от Маркса, который считал, что рабочие всего мира в конечном итоге объединятся и свергнут капитализм, а Грамши вместо этого утверждал, что культура и средства массовой информации оказывают такое мощное влияние на общество, что они могут фактически заставить рабочих покупаться на систему, которая экономически невыгодна для них. К слову, аргумент о том, что СМИ могут влиять на культуру и политику, типичен для понятия американской мечты. В этой истории "из грязи в князи" упорный труд и талант могут привести к успешной жизни, с чего бы вы ни начали. 
Но все же, идеи Маркса оставались в основе убеждений Грамши. Согласно Грамши, гегемоны капитализма — те, кто контролирует капитал, — могут утвердить экономическую власть, а гегемоны культуры могут утвердить культурную власть. Эта концепция культуры уходит корнями в марксистскую классовую борьбу, в которой одна группа доминирует над другой и возникает конфликт. Концепция культурной гегемонии Грамши уместна в наши дни из-за опасений, что растущая глобализация позволит одной культуре настолько утвердить свою власть, что она вытеснит всех конкурентов.
Пример США 
В книге «Культурный империализм» Джон Томлинсон утверждает, что экспортируемая американская культура не обязательно является империалистической, потому что она не продвигает культурную повестку дня; она стремится делать деньги из любых культурных элементов, которые она может найти по всему миру. По словам Томлинсона,
"Никто на самом деле не оспаривает доминирующее присутствие западных многонациональных, и особенно американских, СМИ в мире: сомневаются в культурных последствиях этого присутствия».
Таким образом, культурная гегемония (= наше молчаливое согласие с тем, как обстоят дела), является результатом социализации, нашего опыта работы с социальными институтами и воздействия культурных нарративов и образов, которые отражают убеждения и ценности правящего класса. 
Так что, да, экономически развитые страны экстраполируют свою культуру на другие, развивающиеся государства, обычно, по экономическим или идеологическим причинам. 
Читайте меня в Телеграмме, там много всего интересного:
Читайте меня в Телеграме! Там много интересного, особенно про английский язык!Перейти на t.me/drozdovlanguage
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 21 дек 2022  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Конечно. Свидетельства этого есть уже в самой ранней литературе, вроде спора овцы с зерном, третьего тысячелетия до н.э., а в доисторическую эпоху — ну, например, в культурном горизонте праиндоевропецев, с медью, лошадьми и... Читать далее
Преподаватель-исследователь, специалист по информа...  · 24 дек 2022  · lookaround.blog
Экономически успешные страны могут иметь тенденцию к навязыванию своей культуры менее успешным странам различными способами, например, через коммерческую экспансию, влияние на культурный сектор или при помощи внешней политики... Читать далее
"Лень - двигатель прогресса технического и регресса человеческого". КЕВПерейти на vk.com/e.kandzyuba