Французский импрессионизм не сразу повлиял на живопись в России. Действительно, в 1874 году, когда в Париже проходила первая выставка нового направления, во Франции находились два пенсионера петербургской Академии художеств – Илья Репин и Василий Поленов. Cовременная французская живопись была важна для художников, но кардинально не изменила их собственные творческие поиски. Тем не менее, влияние импрессионизма заметно, например, в картине «На дерновой скамье», написанной Репиным на даче под Петербургом после возвращения из Парижа.
Илья Репин. На дерновой скамье. 1876. Собрание Государственного Русского музея.
Знакомство с французскими мастерами имело большое значение для Константина Коровина. На родине импрессионизма художник впервые оказался в 1887 году, о чем позже вспоминал:
«Я был поражен Парижем, когда 26-ти лет приехал в первый раз сюда. Но словно – я уже видел его когда-то. Все было именно таким, как рассказывала мне бабушка. Помню и первое свое впечатление французской живописи. – Так вот они, "французы". Светлые краски, вот это так… Много и такого, что и у нас, но что-то есть еще и совсем другое. Пювис де Шаванн – как это красиво! И импрессионисты… – у них нашел я все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».
Константин Коровин. Парижский бульвар ночью. 1908. Собрание Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина.
Интересно, что картины французских импрессионистов повлияли не только на тех русских мастеров, кто подхватил и развивал этот стиль в России, но и на тех, кто пошел в своих художественных поисках дальше.
В 1896-1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве прошла Французская художественная выставка. На ней – впервые в России – были представлены несколько произведений Моне, Ренуара, Дега и Сислея. Одним из посетителей той экспозиции был Василий Кандинский, на которого огромное впечатление произвела картина Клода Моне. Художник писал об этом:
«И вот сразу видел я в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. <…> Но что мне стало совершенно ясно — это не подозревавшаяся мною прежде, скрытая от меня дотоле, превзошедшая все мои смелые мечты сила палитры. Живопись открывала сказочные силы и прелесть».
Впечатления от посещения выставки и знакомства с картиной Моне повлияли на решение Кандинского, имевшего юридическое образование, посвятить свою жизнь искусству.
Клод Моне. Стога сена под солнцем. 1891. Собрание музея Кунстхаус в Цюрихе.
Работаю с проектами особой важности. · 27 апр 2022
Сам процесс усвоения импрессионизма в России был очень драматичен. Русские открыли импрессионистов довольно рано. В 1874 году, когда в ателье французского фотографа Надара состоялась первая выставка, получившая название импрес... Читать далее
Первая выставка импрессионистов прошла в 1874 году. За год до этого в Париж приехали два пенсионера Императорской академии искусств — Василий Поленов и Илья Репин и пробыли там до 1876 года. Репину парижское искусство в... Читать далее