Так как в японской гравюре на дереве укиё-э, сложившейся в период Эдо, преобладали жанровые сцены (особенно на начальном этапе, в XIX веке на первое место выдвигается пейзаж), литература действительно была одним из источников нового искусства. Сюжеты этих книг носили непритязательный легкий характер, были богаты иллюстрированы, имели общие черты с современными комиксами. По сути в эпоху Эдо складывается массовая культура. Такая демократизация была обусловлена социальным фактором. В XVII веке богатеет третье сословие - городские торговцы и ремесленники. Лишенные политических прав и свободы в предпринимательстве горожане находили отраду в земных радостях и наслаждениях. В шутливых, сентиментальных романах описывались галантный мир гейш, походы в дома терпимости и другие аспекты городской жизни. Такие произведения назывались укиё-дзоси (буддийский термин укиё означает бренный мир). Создателем этого жанра стал Ихара Сайкаку. Писались укиё-дзоси на народном языке кана.