Часто противопоставляют разные изображения одного и того же человека, чаще всего его фотографию и его портрет, написанный вручную. Отличие фотографии от "рукотворного" портрета в том, что фото есть световой "высверк", кадр, равнодушно отображающий на пластинке мгновенное, реальное "положение дел", тогда как глаз и рука художника из суммы таких "высверков" выбирают нужный, да еще, при необходимости, подвергают его редакции с целью подчинить эту "единицу действия" какому-то, пока еще смутному, "образу","целому". Таким образом, "рукотворный" портрет есть слагаемое, "выборка" из отдельных "кадров", взятых с той же "натуры". Уже сложившаяся этика отношений между фотографией и живописью не позволяет выносить какие-то критические суждения одного против другого. Живописец, на основе одного кадра - какой-то старой фотографической карточки может развить полноценную картину, домысливая недостающее, так и в фотографии движение пальцем на кнопку спуска есть таинство такой же глубины - в голове фотографа мгновенно проигрывается то, над чем живописец может неторопливо работать, не отказывая себе во времени. Портрет, писанный с натуры обладает огромной долей достоверности, хотя, если поставить рядом "живой" кадр того же самого человека, они могут показаться неузнаваемыми. Если мы видим различия между изображением, сделанным рукой художника и мгновенной фотографией того же объекта, то что можно говорить о коллективном портрете, писанном студийцами в студии ИЗО, сидящими вокруг одного человека. Здесь, против "схожести" "один в один" работают множество факторов, разная неопытность художников из которых не самый сильный. Разная освещенность и отдаленность, ракурс и прочее. В.А. Серов, прогуливаясь, как-то, во время сеанса рисования с натуры придрался к одному студенту за неправильно взятый ракурс, но когда тот предложил ему наклониться и взглянуть с его "точки", Серов извинился:"Коля, профессор просит прощения…"