Она его не понимала и не могла контролировать. А это было самым важным — контроль.
До начала 30-х годов сферой культуры не занимались вплотную. Индустриализация, коллективизация, разворачивающийся одновременно с ними террор требовали жесткого контроля за всеми сторонами жизни, а искусство должно было стать инструментом пропаганды.
В этот момент государство потребовало от художников всех видов прекратить всяческие поиски и споры, а следовать одной четко обозначенной линии — соцреализму. С точки зрения содержания — только восхвалять достижения, критиковать темное прошлое и врагов-капиталистов. С точки зрения формы — быть максимально доступным для максимального количества людей.
Авангард, в силу самого своего характера (искусство, идущее вперед, искусство эксперимента) интересовался в первую очередь инновациями в области формы. А к содержанию относился по-разному: поэт Маяковский был готов написать стихи о советском паспорте, а художник Павел Филонов не интересовался такими вещами. Кто-то из авангардистов был готов следовать новому курсу, кто-то отправился в лагеря, кто-то едва выживал с редкими заказами.