Информационные технологии - искусство и бизнес. · 16 февр 2022
Когда мы задумываемся о символах в живописи, мы конечно в первую очередь вспоминаем голландских и фламандских мастеров XVI-XVIII веков. В те годы живопись очень часто выполняла роль , которую сегодня выполняет телевизор, особенного среди людей принадлежащих к среднему классу. Почтенные бюргеры , их семьи и друзья собирались вечерами и за бокалом доброго вина обсуждали картины висящие на стенах их домов. Картины тех лет несли в себе целые зашифрованное повествования, обсуждение которых хватало на много вечеров, ведь символы и эмблемы этих работ не всегда трактовались одинаково. Трактовки вызывали бурные споры и обсуждения, скучно им не было. “Чтение” сюжета картины было своеобразной интеллектуальной игрой тех лет. Сюжеты картин могли сильно отличаться, это могли быть жанровые сцены малых голландцев, “завтраки” из Харлема, цветочные букеты из Утрехта, рыбные натюрморты из Гааги, “Vanitas” из Лейдена и цветочно-фруктовые полотна из Антверпена. Все эти работы объединял особый символический язык, состоящий из очень сложной системы символов и эмблем. Это был особенный эмблематический язык свойственный особому типу мышления тех лет присущего среднему классу той эпохи. При этом необходимо помнить, что символы не имели 100% одинаковой трактовки, их понимание таилось в комбинациях эмблем, символов и сюжетов этих произведений. Сегодня постижение смысла эти картины сродни чтению запутанного детективного романа. Вы думаете, что смотрите на натюрморт, а на самом деле это повествование о смысле жизни. Но оставим эти рассуждения ученым искусствоведам и вернемся к Любви. И для начала вспомним символику Любви “земной” тех лет.
Устрицы. Устоявшийся символ соблазнения, флирта, любовной игры и греха сладострастия. Этот символ был очень стойким. Он рождается в античности и остаётся актуальным вплоть до эпохи импрессионизма. Вспомним, что Казанова съедал на завтрак 50 устриц для поддержания своего тонуса. Но в тоже время вскрытая раковина означала душу готовую покинуть этот мир. Но так или иначе посмотрите на работу Яна Стерна “Девушка с устрицами”. Молодая девушка с насмешливым взглядом не просто готовиться полакомится устрицей, она посыпает ее солью и перцем. Такую картину нельзя было повесить на видном месте. Она была сродни “озорным картинкам” и ее располагали в укромном закутке, и рассматривали в одиночестве или с лучшими друзьями или подругами.
Иная трактовка у “Натюрморта с устрицами и ремером” Ян Янс ван де Вельде. В этом случае устрицы символы греха, о чем говорит пожухлая кожура лимона и муха на ней. Стойкие символы старения и смерти. А довершает всё кусок хлеба с плесенью в правом нижнем углу картины. Никакого эротизма.
Артишок. Как и устрицы это один из древнейших символов “земной” любви. Как и в случае с устрицами артишок как символ включал в себя зрительный образ (в разрезанном виде) так и свои вкусовые качества. Римские патриции вкушали этот овощ, залитым смесью уксуса и меда с добавление тмина. Овощ считался афродизиаком.
На картине Осиаса Беерта сидящая на разрезанном артишоке муха задает моралистический тон этому произведению.
Белое перо. Белые лебеди на протяжении многих веков были символами любви. Это любовь, уже более возвышена, но ей еще далеко до символов “высшей” Любви. Это любовь мужа к жене. Символ брака по любви. Очень часто белому перу или изображению лебедя на картине сопутствует образ веточки розмарина в руках мужского или женского персонажа. Ветка розмарина – это символ верности, а в сочетании с белым пером – символ верности в любви и браке.
С этой точки зрения, очень характерен “Портрет Саксии в красной шляпе” кисти Рембранта Харменса Ван Рейна. Саму картину, художник написал до их замужества, а белое перо и веточку розмарина после ее смерти. Так художник почтил память своей любимой жены.
Свадебный "щит" к бракосочетанию Альберта Сибранда ван Эминги и Марии Швартценберг. 1642 г.
Перечисленные мною символы - это только малая часть любовной эмблематики в живописи начиная с эпохи раннего Возрождения.
Одно можно сказать, не зная смысла, как минимум базового набора символов, практически невозможно понять живописное произведение, не только XV-XVIII веков, но и работы современных художников, которые очень активно, использовали и используют , магическую силу этих инструментов. Произведения Сальвадора Дали и Жоана Миро живой пример этому.
Эксперт в области воспитания и первой психологичес... · 15 февр 2022
Добрый день, Любовь!
Помимо традиционных сердец, роз и обручальных колец в символизме есть и другие интересные символы отражающие эмоции, идеи и образы связанные с любовью. Например:
1. Яблоко - в искусстве не однозначный... Читать далее