Фейки. Отличительные характеристики
Почему фейки такие вирусогенные?
Потому что всегда связаны с важнейшими для жизни людей темами и сюжетами, с недоверием официальным источникам и проблемой "социльного недоверия" в целом, с реакциями на эмоциональную подачу. Социальные медиа вместе с доступностью и возможностью свободного обмена контентом всех со всеми, увы, усиливают и поляризацию в обществах ("люди верят тому, во что хотят верить"). К факторам вирусогенности относятся: отсутствие информации; стремление укрепить социальные связи между рассказчиком и «своей группой» (в том числе, желание признания, лайка, репоста); определенный уровень эмоциональной нестабильности (тревожность, страх); рост недоверия к институтам власти и официальным источникам информации; предубеждения и нетерпимость к "иному"/"другому"/"чужому" (человеку, социальной группе, стране, языку и пр); затруднения в рациональной оценке неоднозначной информации
Фейк - "плавающее" понятие!
Фейк - это не обязательно фейк-ньюз и не всегда дезинформация. Можно сказать, что это модное название старого явления - производство разнообразной недостоверной (ложной) информации и ее распространение по медиа каналам. Теперь - в условиях глобальных социальных сетей - с фантастической скоростью, и с участием всех (и правительств, и медиа, и миллиардов рядовых пользователей). Некоторые исследователи включают в один ряд с фейками фольклорные тексты (городские легенды), слухи, сатиру, юмор, а также и классические пропагандисткие кейсы и злостные медицинские "утки". Вряд ли это всегда продуктивно. Прежде чем наказывать или блокировать, очень-очень полезно решить, что именно мы под фейком понимаем.
Вот почему в ситуации с разными типами и видами недостоверной информации очень важно отвечать на главный вопрос: насколько автор осознает, что он распространяет ложную информацию, насколько фейк преднамерен (наличие злого умысла). Это важно и для законодателей и контролирующих органов.
То есть ложная информация может быть непреднамеренной, если угодно "искренней ошибкой". Тогда она может дрейфовать в сторону Misinformation (точного аналога на русский у этого понятия нет) и быть заблуждением, непреднамеренным искажением, нелепой/неловкой шуткой или персскахом легенды. Но вот умышленное создание и "вбрасывание" заведомо ложной информации, быстро распространяющейся через контент, созданный пользователями и пропагандистами, уже опасная история. И в этом случае правильнее говорить о дизинформации (Disinformation). То есть вопросы возникают совсем не простые. Можно ли наказывать/банить одинаково все – от слухов и городских легенд до злостных идеологических или медицинских фейков? И наоборот: если мы уверены, что человек заблуждается искренне (мисинформация), у него нет злого умысла, - значит ли это, что его глупости не надо маркировать и блокировать?
Полезные ссылки:
Всё написано подробно и по делу. Отличный ответ.)