Традиция русского церковного зодчества пришла из Византии вместе с принятием православной ветви христианства. Тип крестово-купольного храма стал на столетия идеальным каноном несмотря на то, что это официально не было закреплено в церковных документах. Уже к 6 веку в Византии в постиконоборческий период складывается не базиликальный, а именно крестово-купольный тип храма, в основу планировки которой положен крест, а над сооружением доминирует купол.
Одноглавые церкви знаменовали собой единство Бога и совершенство творения.
Однокупольный храм Покрова на Нерли (Владимирская область)
Трехглавые храмы символизировали Пресвятую Троицу. В ранний период древнерусского государства такие небольшие храмы строились в Новгороде.
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде
Пятикупольный храм, в котором центральный купол возвышается над остальными, был символом Христа, как Главы Церкви с четырьмя евангелистами. Ну и тринадцатикупольное сооружение – Христос и двенадцать апостолов. Масштабность различных ранних храмов на Руси во многом объяснялась государственными и экономическими причинами. Изначально Новгородская Святая София была деревянным храмом «из дуба о 13 верхах», но сгорела, и на этом месте по приказу Ярослава Мудрого был возведен пятикупольный каменный собор.
Собор Святой Софии в Новгороде
Киевская Святая София, как кафедральный храм столичного города, изначально задумывался как тринадцатиглавый. Собственно говоря, он был самым большим и торжественным в древнерусском государстве. Собор строился константинопольскими зодчими. В 18 веке он был перестроен в стиле барокко.
Собор Святой Софии в Киеве
Значительно позже появился в русском государстве шатровый тип храма, в котором вместо купола здание завершается шатром. Это было характерно и для деревянного, и для каменного зодчества.
Воскресенская церковь из села Потакино (Музей деревянного зодчества в Суздале). 1776 год
Даже базиликальный тип храма тоже был в Российской империи – знаменитый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге по проекту О. Монферана. Хотя основным стилем все равно оставался крестово-купольный.
Подробнее о традициях древнерусского церковного зодчества можно посмотреть в литературе:
Пилявский В.И. История русской архитектуры. М., 2004.
"От того что не было своих архитекторов которые умели и могли бы строить большие однокупольные храмы" - говаривал кандидат исторических наук (профиль церковная архитектура) ныне покойный иеромонах Иустин (Михаил Ларионов)... Читать далее