В первую очередь, давайте разберемся, откуда может исходить запрос на создание дизайн-кода. Как правило, существует два варианта старта такого проекта:
1 – по запросу «снизу» (по желанию жителей),
2 – по запросу «сверху» (по инициативе власти, администрации).
В первом и втором случаях порядок действий архитекторов будет отличаться. Ведь в ситуации продвижения проекта от администрации важнее всего объяснить важность документа широкой общественности, доказать его необходимость. А может быть и так, что жители докажут неприоритетность подобного проекта для их города (хотя, как показывает практика, дизайн-код – очень эффективный инструмент городских преобразований, это важно донести горожанам) – в любом случае, выяснить это можно лишь в процессе открытого диалога.
Все это не умаляет важности проведения целого цикла встреч и мероприятий соучаствующего проектирования в обоих случаях. Расскажу об этом подробнее.
У проекта дизайн-кода есть три ключевых группы интересантов:
- власть,
- бизнес,
- общественность.
Для каждой из этих групп необходимо проводить отдельные встречи.
Дизайн-код не должен стать для горожан неожиданностью. Важно, чтобы жители приняли регламент, осознали его ценность и необходимость. И это задачи команды разработчиков проекта и администрации.
Вовлечение — гораздо более сложный, многослойный и длительный процесс, включающий не только офлайн- и онлайн-встречи, но также и поддержку темы в СМИ, образовательные мероприятия, воркшопы и т. д. Его результат не всегда предсказуем и напрямую зависит от грамотно выстроенного взаимодействия с жителями.
Важно понимать, что жизнеспособность регламента напрямую зависит от того, примут ли его жители, а также предприниматели, на плечи которых ложится основное экономическое бремя при его внедрении. Как показывает практика, наибольшие шансы на реализацию проекта дизайн-кода имеют именно те города, где жители принимают непосредственное участие в разработке и где предприниматели получают консультационную помощь.
Можно выделить следующие этапы соучаствующего проектирования по теме внедрения в городе дизайн-кода:
- Начало работы над регламентом – встречи с широким кругом общественности.
- Формат: лекции, воркшопы.
Задача: познакомить жителей с ключевыми вопросами дизайн-кода, показать примеры из практики других городов.
- Цикл встреч с предпринимательским сообществом.
Формат: лекция+world cafe.
Задача: заручиться поддержкой бизнеса, найти единомышленников, готовых поддержать тему, обсудить переходный период внедрения документа, в течение которого не будут выноситься штрафы.
- Встречи с профессиональным сообществом: дизайнерами, архитекторами, художниками, урбанистами, краеведами.
Формат: лекция+воркшоп+открытый микрофон (дискуссия).
Задача: знакомство с местным комьюнити профессионалов (или его формирование), которые будут в дальнейшем помогать продвижению проекта.
- Поддержание темы дизайн-кода в информационном пространстве должно проходить на протяжении всего процесса работы с документом, чтобы сделать его максимально открытым. Это должны быть публикации в прессе, сюжеты на телевидении, посты в соцсетях и городских пабликах.
- Презентация дизайн-кода широкой общественности предполагает обсуждение спорных вопросов с разработчиками и в дальнейшем – внесение корректировок в документ.
- Внедрение: публикации визуальных изменений, эффектов внедрения (фото «до — после»), организация точечных встреч с собственниками и арендаторами конкретных зданий на этапе реализации, консультации для предпринимателей.
Пожалуй, это ключевые точки процесса работы с жителями на тему дизайн-кода. Разумеется, процесс индивидуален и зависит от множества факторов. Но главное, что важно донести горожанам, — то, что красивый, безопасный и комфортный город — это общий интерес. И конечным результатом работы с дизайн-кодом становится город, в котором хочется жить и из которого не хочется уезжать.