Прекрасный вопрос. Если совсем кратко - да, влияет. Причем непосредственно, и этот момент освещается у Вас в подписи к вопросу. К сожалению простого и однозначного ответа на второй вопрос не существует.
Каждый участок улицы или дороги имеет характеристику под названием "Пропускная способность". Пропускная способность характеризует количество транспортных средств, которое может пройти через сечение улицы или дороги за определенный интервал времени. Существует несколько разных подходов к её расчету, которые могут учитывать как характеристики самой улицы или дороги, так и характеристики автомобилей, так называемый динамический габарит.
Затор начинается в том месте, где пропускная способность снижается. Например, есть участок, по которому может проехать 1000 авто, и он переходит в участок, по которому может проехать 500 авто, и вот в этом месте, при высокой интенсивности, с очень высокой вероятностью возникнет затор.
В определенных случаях реконструкция с увеличением числа полос действительно нужна, но понять это можно только при проведении соответствующего исследования.
Во-первых нужно понять в чем причина затора. Затор может быть систематическим, возникая ежедневно в одном и том же месте (например железнодорожный переезд или сужение), а может быть несистематическим (например поломка авто или ДТП). Против случайных заторов расширение бесполезно.
Во-вторых, нужно понять где, когда и почему НАЧИНАЕТСЯ затор. Он может начинаться на перегоне между перекрестками, а может начинаться на перекрестке.
Если затор начинается на перегоне расширение может помочь. Например, если у Вас две полосы переходят в одну, расширение поможет решить проблему данного затора. Но нужно смотреть по ситуации. Возможно лучше не расширить дорогу, а сделать из двух полос до затора одну полосу с парковкой.
При возникновении затора на пересечении, расширение подходящих к перекрестку дорог чаще всего бессмысленно. Если у Вас четыре полосы после перекрестка превращались в две и был затор, то даже при шести или восьми полосах эта проблема останется, усугубляя затор и провоцируя конфликтные ситуации. Прикладываю заезженную, но наглядную картинку.
В то же время, локальное уширение перед перекрестком для, например, поворота налево, может достаточно сильно улучшить условия движения за счет того, что ожидающее возможности повернуть авто не блокирует полосу.
Если попытаться сократить мысль, то все очень сильно зависит от ситуации и условий, и, в подавляющем большинстве случаев, ситуацию можно очень сильно улучшить простыми способами организации дорожного движения, например, переразметкой или перенастройкой светофорного цикла. При этом, есть группа людей, которые не могут отказаться от поездки на авто, и время их поездки также нужно стараться снижать.
В заключении хочу добавить еще одну тонкость, которую нужно учитывать. Существует такое понятие как индуцированный/отложенный спрос. Если не вдаваться в точное определение, то его суть заключается в том, что житель, которому нужно совершить поездку принимает решение на каком виде транспорта он поедет и по какому маршруту. Если на участке затор, то, при наличии альтернативы, житель использует внеуличный или обособленный общественный транспорт, а водитель попытается объехать это место. В тот момент, когда расширение будет реализовано, затора, скорее всего, не будет. Но со временем этот участок станет более привлекательным по отношению к прочим, и затор может "вернуться", иногда с более негативными последствиями. Для расчета такого спроса инженерами используется математическая модель, которая учитывает перераспределение между различными видами транспорта и распределение по сети дорог. Отложенный спрос является причиной, по которой одним лишь строительством дорог проблему заторов не решить.