У «рисования» есть несколько этапов: этап придумывания, этап эскизирования и этап создания законченной работы. На каждом этапе создается более или менее четкая картина, которая потом реализуется в материале. В процессе реализации в материале, естественно, встречаются моменты импровизации (они нередко условны: в том смысле, что результат этой импровизации более-менее предсказуем), но все же эта импровизация, как правило, подчиняется общему изначальному замыслу — и чем дальше от этапа придумывания к этапу законченной работы, тем больше степень этого подчинения. Если на первом этапе импровизация может повести весь замысел достаточно сильно в сторону, то на конечном этапе импровизация служит в основном для «освежения» жесткой продуманной системы, оживляет ее…
Ну и, конечно, от рода искусства тоже зависит: живопись или станковый рисунок, конечно, более импровизационны, это нормально, безопасно и, в самом деле, оживляет и украшает — а импровизация в архитектуре, особенно на поздних стадиях (реализация в материале), может приводить к катастрофе…