Сегодня словом "любовь" мы называем самые различные чувства. Древние в этом отношении были более разборчивы. Например, у древних греков существовало несколько видов любви, с точки зрения которых значительная часть архитектуры создаётся и воспринимается именно с учётом данных взаимоотношений.
Например, эрос - восторженная любовь, любовь-почитание. Предмет любви здесь ставится на пьедестал, возвышается. Средневековые замки (вернее, их восприятие в эпоху романтизма) прекрасно отражают это чувство. Это культ Прекрасной Дамы. Она наверху, в башне. И до неё нужно добраться, возвыситься, допрыгнуть. В русской архитектуре роль такой башни играл терем - верхний ярус древнерусских палат или отдельная высокая постройка.
Сторге - любовь, по преимуществу семейная. Здесь можно вспомнить древнеримские дома, построенные принципиально для семьи, семейной жизни. Или русский кошель - деревянный дом, где селились под одной крышей отец и мать, их родители, их дети и внуки, правнуки. Это большой семейный дом, где центром была печь и трапезный стол, собирающие всю большую семью.
Агапе - жертвенная любовь, чаще всего, любовь к Богу. Этой любви посвящены многочисленные храмы по всему свету. Для одних агапе выражается в безусловной свободе (например, храмы Кхаджурахо). Для других это тихая интимная любовь (маленькие русские церковки). Для третьих - чуть ли не государственная обязанность (храмы Византии).
Филия. Этот тип любви мы сегодня назвали скорее дружбой, которая часто рождается в совместном делании. А сколько зданий построено для совместного труда! Не случайно мы дорожим школьными друзьями, друзьями студенческих лет, теми, с кем вместе работаем.
Патос, или Пафос (по имени города в юго-западной части острова Кипр, около которого из вод вышла Афродита-Венера). Любовь чувственная, телесная. И сразу вспоминаются многочисленные беседки в парках, уединённые будуары во дворцах. Да просто спальни в домах. Они все пропитаны пафосом.
Прагма - рассудочная любовь, расчёт на социальные блага. Но ведь практически весь классицизм - это и есть чистая прагма. Само классицистическое здание является воплощением социальной иерархии. Глядя на такое здание невольно проникаешься чувством причастности к "правильному государственному устройству", возникает своеобразное чувство государственной гордости.