Как ни странно, но даже сейчас - с развитием огромного количества инструментов коммуникаций - до сих пор находятся компании, которые считают агрессивную спам-рассылку отличным маркетинговым приемом. Не спорю, получать иногда от любимого бренда какое-либо персональное предложение может быть интересно, но узнавать что сеть магазинов, в которых ты в последний раз был 5 лет назад снова закрывается (и все не может это уже сделать до конца) - может действительно разозлить.
При таком спаме также надо понимать, что очень часто может быть нарушено законодательство, сразу по нескольким федеральным законам: «О рекламе» (N 38-ФЗ) и «О персональных данных» (N 152-ФЗ).
По пункту ФЗ "О рекламе" - в пункте 1, главе 2, статье 18 («Реклама, распространяемая по сетям электросвязи») четко указывается, что "распространение рекламы по сетям электросвязи...допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы...реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено", таким образом вы можете смело писать заявление в МВД даже через онлайн-приемную и пусть компания доказывает получение этого разрешения. Также закон требует, чтобы компания немедленно прекращала распространение рекламы в случае обращения от получателя, то есть обязательно должна быть форма отписки от получения сообщений. Штраф за такие нарушения для юрлица составляет 100-500 тыс.рублей, что достаточно не много, но тоже неприятно.
Далее по закону "О персональных данных" таковыми признаются ФИО, email/номер телефона, и согласно статье 15, пункт 1 обработка их с целью рекламы также требует "предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено". Здесь штраф еще ниже: 15-75 тыс.рублей с юрлиц, но можно же подать заявление о нарушении двух законов ;-)
Также стоит обратить внимание на статью 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации», в случае если вы можете доказать, что ваш e-mail адрес был получен незаконно или из "черной базы" (в открытых источниках, взлом базы конкурентов). В данном случае в законе прописано, что "копирование компьютерной информации" - это тоже неправомерный доступ. Здесь наказание уже существенно выше, вплоть до тюрьмы, но и доказать сложнее, если только компания сама себя не выдаст фразой вроде "Как покупателю нашего конкурента мы предлагаем вам скидку...".
В текущий момент чаще всего штрафуют по закону о рекламе, так в 2018 году в Ставрополе штраф получил "Сбербанк", в 2016 году - компания Travelata.