Здравствуйте!
В вашем возрасте важно уделить внимание на ведущие линий развития ребёнка (ведущая линия развития – это те умения и навыки, которые появляются в определенный срок). В 8 месяцев у детей необходимо развивать речь, двигательную активность и предметную деятельность. Как это выглядит на практике.
Двигательная активность.
Период ползания очень важен для развития ребёнка. По мнению физиологов, если малыш не ползает, это в дальнейшем может привести к дисграфии, дислексии. Очень хорошо, если ползания ребёнок самостоятельно садится.
Научившись ползать, сидеть и вставать ребенок может увидеть предмет с разных сторон. Очень важно стимулировать ребёнка ползать, вставать и ходить. Для этого Вы можете посадить ребёнка в одном конце комнаты, а в другом положить интересный предмет (игрушку, машинку, сортер и т.д.) и попросить малыша доползти или дойти до этого предмета.
Также деткам очень нравится ползать за какими-то движущимися предметами, например, за заводной машинкой.
Предметная деятельность
С 6 месяцев малыш начинает дифференцировать предметы по форме и величине. Для этого нужно дать ребенку предметы разной формы: круглые, прямоугольные, квадратные. Можно соорудить гирлянду и больших и маленьких колец, или из разных предметов: круги, квадраты, треугольники.
Примерно к 8 месяцам малыши начинают брать предметы, без предварительного «примеривания». Это свидетельствует о развитии глазомера. Движения рук начинают контролироваться зрением, развивается при этом и внимание малыша. Можно заметить, как по-разному он берет предметы: мяч – растопырив пальцы, а к ручке погремушке тянет их сжатыми пальцами. К 9-10 месяцам малыш заранее складывает пальчике в зависимости от формы предмета.
Ребенок начинает исследовать и узнавать свойства предметов: та погремушка звенит, эта трещит, а эта уточка пищит если на неё надавить. Мяч надо толкнуть, он покатится, кубик бросит он издаст звук. Ребенок начинает играть двумя предметами. Может стучать предметами друг об друга или приближает их. Всовывает один предмет в другой. Постепенно устанавливает соотношение между двумя разными предметами.
Чтобы развивать предметную деятельность поиграйте с малышом вот в такие игры:
• Возьмите кастрюлю или любой другой предмет, в который можно что-то положить. Далее дайте ребёнку разные игрушки и попросите его поперекладывать их из одной ёмкости в другую. Главное, нельзя давать малышу мелкие игрушки! Он может их проглотить. Что подойдёт: деревянные кубики или кубики из ЛЕГО ДУПЛО, машинки, карандаши, мячики. Кстати, сейчас продаются тактильные мячики для малышей, которые развивают сенсорное восприятие деток.
• Можно складывать карандаши в бутылку с небольшим горлышком. В дальнейшем можно усложнить задание: сделать в коробке небольшие отверстия и вставлять туда макароны «перья».
• Ребенку нужно предложить предметы, состоящие из двух частей: бочонки, коробки, шкатулки, кастрюльки, матрешки, ведерки с крышками. Не сразу ребенку удается открывать предметы, но еще сложнее закрыть. Если малыш затрудняется, нужно ему помочь. Придержать нижнюю часть матрешки, чтобы он закрыл верхнюю. Или первые разы помогите сделать ему полностью.
Развитие речи
Во втором полугодии начинает появляться пассивная речь: он понимает речь взрослого. В 7 месяцев на вопрос, где мама, где папа, где часики, малыш поворачивается в сторону стоящего человека и находит искомый предмет или человека взглядом. Поэтому очень важно обогащать словарный запас ребёнка.
Понимание речи активно развивается во время ухода за малышом: кормления, купания, умывания. При переодевании называйте части тела ребенка и предметы одежды. Во время игр обязательно говорите, как называет тот или иной предмет, рассматривайте вместе с ним картинки, наблюдайте за птичкой или кошкой. Потребуются постоянные повторения, систематическое общение. Чтобы малыш запомнил что такое «сядь», «встань», «подай» и т.д. потребуется время и неоднократное повторение этих слов изо дня в день.
Игры на развитие речи:
- Дети очень любят пестушки и небольшие стишки, типа: «Ладушки-ладушки», «Идёт коза рогатая». Пойте народные песенки с подключением имени малыша. «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий».
- «Где ляля?» Возьмите платочек и спрячьте под него игрушку. Спросите малыша «Где ляля?». Потом поднимите платочек и покажите игрушку. Ребята очень любят, когда платочком накрывается мама или сам малыш.
- Рассматривайте картинки в книжках. Мне очень нравится серия «Школа Семи Гномов» для детей до года, но не все книжки, а вот такие: «Что как звучит», «Кто что делает» и «Котик-коток»
- Музыка для малышей. Сейчас существует достаточно большое количество песенок для малышей, которые побуждают их делать какие-то простые движения: хлопки, взмахи ручками или поднятие ножек. Можете посмотреть примеры на нашем YouTube канале здесь https://youtu.be/uowKYezmpd4 и вот здесь https://youtu.be/wdgOv-wg8TY .
Игры нужно проводить неоднократно на протяжении дня. Выбирайте удобный момент, когда ребенок эмоционально настроен и пойте, играйте и разговаривайте с ним.
С уважением, Дьяченко Ирина.
Автор проекта «Академия Любознательности»