Прежде всего, потому, что борьба с коррупцией невозможна, если ей занимается только власть.
Видите ли, коррупция - по определению есть слияние государства и преступности. Коррупция, - это не столько взятка гаишнику, сколько тендеры, про которых мало кто вообще знает.
Вы, как государство, продаете свой заказ с молотка. Например, Вам нужны новые танки. В нормальной ситуации соревнуются несколько частных фирм за государственный заказ, победить должна та, которая предложит высшее качество при низшей цене. Естественно, в определенной парадигме допустимого снисхождения к качеству.
В коррупционной среде к тендеру будут допущены только те фирмы, которые работают в связке с государством. Остальные фирмы просто не проходят отбор на тендер (государство их блокирует). И вот сотня миллиардов рублей достается компании, председатель которой дружит с министром обороны лично.
Побеждает в тендере не тот, кто сделает дешевле и хорошо, а тот, кто дороже. Как он сделает - не суть важно. Важно - что дороже.
Разница между реальной ценой и накруткой возвращается не государству, а министру обороны через ряд подставных схем, о которых вы можете прочитать в панамских отчетах.
Теперь представьте себе, что государство начало реальную борьбу с коррупцией. Как это выглядело бы?
- Президент страны вдруг задумался о том, а не ворует ли министр обороны. Но президент страны назначает министра обороны без согласования с парламентом. А это значит, что ворует его личное доверенное лицо. Естественно, президент сделает все возможное, чтобы такого человека не посадили, ведь и сам президент сильно пострадает репутационно в этом случае.
- Генеральный прокурор должен возбудить дело против министра обороны. Но они оба назначены президентом напрямую, и потому генеральный прокурор прекрасно знает, что министр обороны потянет за собой и самого президента. Зачем ему это надо?
- Парламентское расследование невозможно, потому что две трети членов парламента лично назначены президентом в список условной партии "Разрозненный Китай". И вот выходит, что им надо утопить самого президента. Зачем им это надо?
Чтобы бороться с коррупцией, государства по определению недостаточно. Для этого нужно:
- Обзавестись свободным парламентом и свободными выборами, члены парламента получат интерес контролировать правительство - за счет этого они смогут победить на следующих выборах.
- И добавить к этому парламенты регионов. Естественно, что избранный губернатор будет более под давлением общества, чем назначенный, и тоже поимеет интерес бороться с коррупцией, особенно перед лицом независимой парламентской комиссии.
- Прокурор должен назначаться парламентом, а не президентом, и быть подотчетен парламенту. В отличие от других министров. Тогда они будут в разных лагерях. Это называется "разделение властей". При этом прокурор должен быть несменяем до конца своего срока, и у него должен быть иммунитет от преследования. И плюс к тому - конечно же, право вызвать на допрос любого, даже президента.
- Суды должны быть независимы. Судьи на местах должны избираться, как в США. Более крупные судьи назначаются пожизненно и без права государства снижать им зарплату. Назначаться они должны смежными решениями Президента, Парламента, парламентов регионов и оппозиционных партий. Решения - единогласные. Суд присяжных должен стать основной формой уголовного судопроизводства. Полномочия адвокатов должны резко возрасти.
- Система предварительного заключения должна быть разгружена. Сидеть до суда могут только опасные для общества люди. Например, по экономическим делам нет никакого смысла сажать людей в СИЗО.
- И главное - свобода прессы. Государство должно уйти из акционеров всех СМИ, отменить карательные цензурные законы, журналистам должны быть предоставлены права. Например, право вызвать любого министра на пресс-конференцию по любому поводу. Региональные СМИ должны дотироваться без условий. То есть деньги от государства есть - а спроса никакого нет. Полная и абсолютная свобода.
- Естественно, отмена утвердительных процедур. Гражданин не просит чиновника о чем-то, а сообщает ему о своем решении. Дигитализация управления, открытость бюджетов и пр.
В сочетании с реформирований системы партий, увеличением прав оппозиции, контролем из-за границы за правами человека и пр. это даст определенный эффект в борьбе с коррупцией