В обществе всегда есть два момента.
Первый - это запрос общества на быстрое реагирование на проблемы. Нам важно, чтобы нужные документы делались быстро, скорая приезжала мгновенно, чтобы документы проверялись сами собой, чтобы государство быстро находило преступников.
И цифровизация, в первую очередь, возникла как реакция на этот запрос. Условно, если 25 лет назад мне надо было получить деньги в кассе на работе, а чтобы передать денег родным, надо было отстоять очередь, заполнить заявления, а потом через несколько дней родным надо проделать ту же процедуру… то сегодня все делается из любой точки страны, при условии, что у вас есть интернет, а у родных - карта с СБП. То же с разными заявлениями - пособия, льготы, пересчет неправильных начислений коммуналки сегодня проходят через интернет.
Здесь же есть сопутствующий момент. Быстрому решению проблем всегда противодействует коррупция. Цифровизация способствует устранению коррупции, потому что нет возможности прямого общения "чиновник-гражданин". Намекнуть на решение проблемы "по-другому" можно исключительно проверяемым способом, то есть с гарантированной посадкой. Так что вроде бы тоже это запрос общества.
Второй момент - тема контроля и безопасности. В теме контроля главным приобретателем выступает государство. Понятно, что чем точнее у государства информация, тем проще государству принимать решения, в том числе непопулярные. При этом возникает такая хитрая диалектическая штука - если мы хотим быстрого решения, то необходимо смириться с некоторыми доступами. То есть, условно, если вы подаете документы на пособие от государства, то будьте готовы к тому, что государство проверит ваши налоговые документы - и может быть, даже заметит какие-то махинации, которые вы допускали) Если вы хотите, чтобы полиция быстро находила лихача, сбившего человека на дороге - это будет означать много камер. Да, это значит, что ваши дети будут безопасно переходить дорогу - но и ваше превышение скорости не останется незамеченным)
Правда, к общей тотальной информации вырастает количество запросов со стороны бизнеса. Потому что для бизнеса это, с одной стороны, вопрос аналитики (чем больше мы знаем о запросах людей, тем проще нам понять, за что они заплатят), а с другой - это возможность персонально ориентированной рекламы.
При этом важную роль получает тема безопасности. И это, кстати, с одной стороны, запрос общества на безопасность данных, а с другой стороны, запрос со стороны бизнеса, потому что на фоне страха за данные можно зарабатывать на антивирусах, ВПНах и анонимайзерах.
Так что цифровизация в равной степени выгодна и отдельным людям (позволяет получать блага гораздо легче и оперативнее), и государству, которое держит контроль процессов и избавляется от коррупции, и бизнесу, который получает новую потребность а при удачном стечении обстоятельств и информацию для развития и рекламы. Но, разумеется, у всего есть обратная сторона в виде более жесткого контроля государства, риска утери данных.