Почему-то не заметил пока среди ответов варианта, что школьники начинают ругаться матом в порядке бунта. Понятно, что многие перенимают мат у родителей или окружения просто как язык, не особо это осознавая. Но многие начинают материться и после того как узнают смысл этих слов или хотя бы что они являются ругательными. У меня были периоды и подросткового, и юношеского бунта, я хорошо помню, как это выглядит изнутри, эту потребность как-то выразить свой протест, и у меня нет сомнений, что эта потребность не может не играть роли в осознанном использовании мата подростками. Я уверен, что во многих таких случаях присутствует мотив протеста, попытки показать свою самостоятельность, продемонстрировать готовность пренебрегать принятыми нормами, - хотя бы себе самому.
Мне лично повезло, у меня этот мотив проявился противоположным образом. Мои родители и их друзья совсем не матерились (по крайней мере в присутствии детей), а впервые я внезапно ненадолго оказался в такой среде только перед самой школой, в поездке в гости к родственникам, и обилие лишних непонятных слов в речи воспринималось просто как мусор. Детский мат имеет такую особенность, он в основном идет словами-паразитами. Я начал спрашивать, что они значат, мне объяснили только что они "очень нехорошие" и не надо их использовать. Позже, через совсем немного лет, мое любопытство все-таки было удовлетворено, но на тот момент такая речь еще не стала моей, поэтому собственный смысл матерных слов воспринимался очень буквально, и для меня это был сильный перебор (видимо мое воспитание оказалось несколько романтическим :) ). В общем меня мат отталкивал. И когда затем в подростковой среде стали обращать внимание на то, что я его не использую, это воспринималось как давление извне, и мой протест и бунт оказался в этом аспекте не против мира взрослых, а, наоборот, против агрессивной языковой среды, в которой я находился в классе. Фразу что я сматерился даже подавали как локальный анекдот.
В армии среда была более жесткой, там кроме дедовщины были еще и межнациональные трения, и способность еще на вербальном уровне дать понять окружающим серьезность своих намерений или просто своей позиции, стала актуальной. Пришлось освоить "взрослый" мат. Кстати, уверен, что такой мотив для освоения мата встречается и в подростковой среде.
После армии навык, за отсутствием потребности в нем, пропал не полностью. Мне до сих пор раз в несколько лет случается прибегать к мату, чтобы выразить степень своего недовольства или насколько серьезно я воспринимаю ситуацию. Так что я, с одной стороны, не считаю такой способ самовыражения совсем бесполезным, а с другой, - думаю что девальвировать его дежурным, небрежным использованием, - скажем так, не лучшая идея.
В общем, я думаю, что языковая среда, - это необходимый, но не самый главный фактор в подхватывании школьниками матерной речи. Здесь сказывается еще и недостаток воспитания. В частности, - недостаток уважения к противоположному полу и себе, как представителю своего пола. Большую роль может играть необходимость самоутверждения, удержания своих позиций в агрессивной среде сверстников. И наверняка в осознанном использовании мата школьниками присутствует мотив протеста против мира взрослых. Если взрослым удастся сделать этот мир более доброжелательным, более дружественным к детям (не только в своем собственном восприятии ("благими намерениями.."), но и в восприятии самих детей), - то школьного мата наверняка станет меньше.