Один из комментариев начинался словами про «кучу хороших ответов». Мне подобные ответы кажутся несколько… странными? Однобокими, если хотите.
Во-первых, почему в принципе предполагается, что от обиды на жизнь человек что-либо теряет?
Во-вторых, почему от обиды на жизнь человек не может что-либо приобрести?
В-третьих, отчего в принципе людей, «обижающихся на жизнь» (что бы это ни значило) выделяют в отдельную категорию?
◘◘◘
Вопрос о потерях из-за обид заставляет лично меня вспоминать не о психологии, а об околопсихологической профанации: об инфоцыганских курсах и тренингах личностного роста.
Если хочешь идти – иди!
Если хочешь забыть – забудь!
Если бездомный, купи дом!
Если нет хлеба, ешь пирожные!
Жизнь – это нормально.
Обида – это нормально.
Обида на жизнь – тоже нормально. И даже естественно.
Скорее, возникают определённые вопросы к складу ума того человека, который буквально за всё подряд берёт ответственность на себя. А ведь отсутствие обиды «на жизнь» (на судьбу, на обстоятельства) как раз и является проявлением такого мировоззренческого эгоцентризма.
Формально: можно сказать, что обижающийся на жизнь человек теряет радость жизни. Сам себя погружает в депрессивное состояние, отказывается видеть светлые стороны.
Рационально: родители поскользнулись, скатились в реку, проломили лёд, были найдены через неделю в страшных скрюченных позах, – кого винить?
Или даже перефразирую: всё ли в порядке с тем, кто будет в подобных обстоятельствах «не винить жизнь», а… А что? Винить родителей? Винить себя? Может быть, вовсе, попытается найти светлые стороны в данной ситуации?
◘◘◘
Зато в обиде на жизнь можно многое приобрести.
Если не доходить до крайностей, как минимум, человек учится не взваливать на себя все проблемы мира. Учится осознавать, что не всё, не всегда и не везде зависит только от него.
Естественно, позитивный эффект теряется, если человек буквально тонет в обиде на мир и не пытается извлекать из неприятных обстоятельств жизненные уроки, а просто зацикливается на эмоциях.
С другой стороны, полагаю, психика людей, обвиняющих мир, несколько крепче психики людей, обвиняющих себя: ведь они не занимаются самоедством.
◘◘◘
Думаю, найти баланс между рефлексией с самокопанием и «обидой на жизнь» с оценкой обстоятельств, на которые не можешь повлиять, очень важно.
Лишь в таком случае можно говорить о здоровой психике.
◘◘◘
Итого:
- ответ зависит от интерпретации концепции «обиды на жизнь»;
- случаи такой обиды могут принимать разные формы, отличающиеся в той же мере, как «что-то грустненько» и депрессия;
- потенциальные потери компенсируются приобретениями, естественно, если не уходить в крайности.