Не хочется писать вновь о том, какими скудными и жестокими были методы лечения в стародавние времена, но вопрос о том, как формировалось отношение государства к душевнобольным, на мой взгляд, достоин нашего внимания.
Общество стало выделять категорию людей, которые нуждаются в особом «призрении» ещё со времени принятия христианства и на долгие столетия решение этой задачи было делегировано церкви. На Руси данное положение официально закреплялось судебниками Ивана III и Ивана IV, а также указной практикой. Примечательно, но утверждение, что причиной психического нездоровья является воздействие сверхъестественных сил - злых духов и прочей нечисти, было общеевропейской константой. Более того, если в Европе в период расцвета инквизиции церковь активно уничтожала «пораженных дьяволом» людей, то в "варварской Руси" церковные власти дистанцировались от подобной практики.
Государство начинает всё более активно формулировать своё отношение к душевнобольным в период правления царя Алексея Михайловича, а в XVIII в. становится тем боле очевидным. Во многом это было связано с началом Нового времени с его вниманием к общественным потребностям и к отдельной личности. Вместе с тем, предпринимаемые попытки цивилизовать отношение государства и общества к душевнобольным часто сталкивались с политическими и экономическими реалиями. Так, в подписанном Петром I 16 января 1721 г. Уставе главного магистрата велено было передать функцию содержания психически больных людей в ведение гражданских властей, но в условиях нехватки денежных средств, которые шли на потребности войны и отсутствие специалистов, довольно быстро эту «привилегию» вернули монастырям. Вместе с тем, исследователи признают, что в петровский период начинает формироваться общее законодательство о душевнобольных. Например, указом 1723 г. закреплялся порядок наблюдения за имуществом больных - был введен запрет на брак с ними.
Во второй половине XVIII века ситуация с призрением усложняется еще больше, несмотря на наши ожидания того, что пришедшая к власти просветительница Екатерина Великая должна была «навести порядок». Указ 20 августа 1762 г. предписывал начать строительство государственных лечебниц для душевнобольных. Однако в том же документе впервые в отечественной практике государство явно показало своё покровительство основному сословию – дворянству, предпочитая не замечать всех прочих. И все же первые доллгаузы (дом сумасшедших – нем.) в Риге, Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве были построены именно в царствование Екатерины. Тогда же были созданы Приказы общественного призрения, одна из функций которых состояла в том, чтобы освободить государство от финансирования этих самых доллгаузов.
Вместе с тем, несмотря на общий рост гуманизации общества под влиянием идей Просвещения, практика отношения к душевнобольным по-прежнему носила оградительный от общества характер. Примечательно также и то, что наибольшее внимание властей приковывала тема совершения преступлений и проступков теми, кто был признан сумасшедшим. Разрабатывается система методов определения степени вменяемости преступника, устанавливается место и сроки его содержания под особым контролем и т.д.
Прорывным в деле организации современной психоневрологической помощи становится XIX век. Тогда на основе национального опыта, европейского законодательства и развития психологической науки начала создаваться централизованная государственная система призрения душевнобольных. Сначала кафедры, а потом и факультеты неврологии и психологии открывались в университетах и выпускали специалистов. Практически во всех крупных городах открываются государственные и частные санитарно-лечебные учреждения, часто называемые в обществе «желтыми домами». Известной, но не очень распространенной формой компактного содержания душевнобольных в конце XIX века стали колонии -поселения, в которых особый акцент был сделан на физический труд больных.
Но и проблемных зон оставалось немало. Одним из них, в частности, было то, что законодательство и практика по-прежнему отличались по сословному и национальному, не говоря уже о имущественном принципам. Исследователи считают, что законодательство, связанное с защитой прав личности и имущества купечества и разночинцев, стало рассматриваться только с 1815 г., а крестьянства (в очень урезанном виде) – с 1830-х гг. Кроме того, очень устойчивой оставалась точка зрения, что причиной психических болезней является греховность человека, что сильно влияло на то, как содержали, лечили и относились к душевнобольным в обществе.
Литература.
Константиновский И. В. Русское законодательство об умалишенных, его история и сравнение с иностранными законодательствами. СПб., 1887.
Шунк В. Э. Российское законодательство XVIII—XIX веков о душевнобольных. Ижевск, 2009.