Главное отличие современного общества - прогрессивно-поступательное развитие: развитие техники, рост производительности труда и уровня жизни среднего человека (т.е. большинства людей), тесно связанные с этим падение преждевременной смертности и рождаемости, рост гуманизма во всех сферах от межчеловеческих отношений до государственного управления (в "кровавое воскресенье" 09.01.1905 было убито 1000 чел. и ранено 5000 - при далеко не самом кровожадном режиме). Это отличие современного общества от традиционного базируется на индустриальной технике, когда растущую долю нужных человеку работ делают сконструированные им машины - в отличие от аграрной экономики, где человек добывал средства к существованию при помощи ручного труда, ручных орудий и "природной машины" (климат, почва и прочая биосфера) - стабильной и подверженной инволюции, когда рост затрат опережает рост результата (кто копал свой участок, не даст соврать: двойной рост трудозатрат на той же площади при прочих равных условиях не даст двойного роста урожая, т.к. вклад труда в конечный продукт < < 100%).
Инволюция ставила фатальный предел развитию - отсюда склонность традиционного общества к застою на более-менее высоком уровне (от Африки до Китая), консервативные культурные установки (поиск "золотого века" в прошлом, когда земли и прочих природных ресурсов на душу населения было больше), вырождение общества в деспотию (оперативное государственное управление всеми природными и человеческими ресурсами - везде, кроме западной Европы), длительные периоды упадка (демографический рост вёл к истощению почвы, вырубке лесов, наступлению пашни на пастбище, росту социальных конфликтов и насилия элиты над массой), периодические всесторонние катастрофы ("сброс" демографического "излишка").
Сейчас современное общество (открытое, прогрессирующее) охватывает далеко не всё человечество: ок.80% человечества живут в обществах, которые не столько развиваются от внутренних импульсов, сколько претерпевают изменения внешнего происхождения. Яркое проявление - неспособность призвать к порядку своих правителей, даже если они не только заворовались и погрузили общество в экономический застой, но и втянули его в военные авантюры и сделали мировым изгоем.