У Лема есть замечательный рассказ. Космонавту во время полета надо было на своем корабле завинтить винт (иначе руль не крутится), но ему это было не сделать, т.к. корабль был так сконструирован, что для того, чтобы завинтить винт, нужно было с другой стороны держать гайку, а ему было не дотянуться.
Но тут складывается ситуация - он смотрит на карту, и видит, что сейчас, продолжая лететь прямо, он вклинится в какое-то расслоение времени и тогда он уже будет на корабле в 2-х экземплярах и сможет починить корабль. Тут идет "встряска", он падает в обморок, потом "очухивается" и бежит к скафандру. Нужно чтобы он раздвоился уже будучи в скафандре, т.к. винт заворачивать надо на внешней стороне корабля. Там он встречается с самим собой и начинается спор - кто из них должен залезть в скафандр. Этот спор кончается тем, что тот который из будущего бьет того, который из прошлого. Он опять падает без сознания. Встает весь в обиде. Уже никого нет. Как-так можно? Побить самого себя? Скафандр на месте. Хочет залезть в скафандр. Но тут подходит какой-то "ничего не понимающий" и начинает доказывать, что в скафандр должен залезть он. С этим нечего долго спорить, лучше сразу его "вырубить".
Эта ситуация повторяется постоянно. Он не может поделить скафандр с самим собой. В каждом конкретном случае он прав, хотя кроме него на корабле никого нет. В дальнейшем "его" на корабле становится много и там начинаются что-то типа "всеобщих собраний". Кончается все тем, что эти расслоения исчезают. Он опять на корабле один, и корабль починен. Оказывается во время этих собраний, два ребенка (время расслаивалось и в будущее и в прошлое) сделали два скафандр и завинтили винт.
Теперь ответ на вопрос. Мы считаем себя разумными. Т.е. наши действия должны быть правильными с точки зрения логики. Признать свой выбор неправильным - это значит признать себя глупым. Мы можем признать свой выбор неправильным, если признаем, что у нас не было какой-то информации или была ложная информация. Это своего рода - оправдание.
Другое дело, когда эти оправдания - заглаживание совести. Тогда именно он того, что наш выбор нам не нравится - порождает эти оправдания. Другими словами мы не оправдываем выбор, а стараемся найти оправдания для своего выбора. Эти ситуации часто возникают когда твой выбор необходим, но надо выбирать одно из 2-х зол.