Очень важно понимать, что есть два разных направления повышения стоимости компании, если мы говорим о публичной компании. Первое - путем влияния на текущий рыночной курс, а это, в основном, за счет потока информации о решениях в компании, улучшениях в процессах, новых планах. Второе - через систематическую работу с фундаментальными факторами, то есть теми, что определяют величину, мощь потока свободных денежных средств (специальный показатель, в котором есть как финансовый результат (прибыль), так и оттоки в виде инвестиций в долгосрочные и краткосрочные активы). Кроме того, к таким серьезным драйверам относится комплекс мер по снижению или удержанию на определенном уровне бизнес-рисков и рисков неплатежа. Важно учитывать, что значительное увеличение стоимости достигается именно через воздействие на фундаментальные драйверы, включая создание условий для развития бизнеса, для новых подходов к клиентам и процессам в бизнесе, для накапливания интеллектуальных ресурсов внутри компании. Исследования показывают, что рост стоимости зависит как от отраслевых факторов, так и от факторов на уровне самой компании, причем именно последние - мощнее, сильнее влияют. А если говорить именно о последних, то самые ключевые - это те, что создают уникальность компании, ее интеллектуальный капитал, и в него надо включать человеческий капитал (развитие персонала, повышение квалификации), клиентский (прочные и устойчивые коммуникации с ключевыми клиентами, наличие устойчивой и лояльной клиентуры и т.д.), организационный капитал (процессы, информационные системы, отлаженные и выстроенные под задачи компании, управленческие процедуры, или рутины). Все это, если хотите, особые рутины, свойственные именно этой компании, мотивирующие работать в ней и с ней.
Когда мы работаем с нашим клиентами в наших программах(например, интенсив "Искусство оценки стоимости компании: отраслевая специфика"), мы показываем реальные ситуации, обсуждаем реальные методы, советуем специальные измерители для мониторинга создания или, напротив, выявления разрушения стоимости в текущем, операционном режиме. Мы учим планированию или даже бюджетированию стоимости. Учим выделению драйверов стоимости конкретной компании. И кроме того, учим измерениям этих уникальных интеллектуальных ресурсов.