Будущее прогнозировать очень сложно, особенно в России, где политический курс меняется каждые 10 лет. При таких условиях никакое стратегическое планирование невозможно. Но сложные условия иногда провоцируют художников изобретать новые стратегии. Еще два года назад я и думать не хотел о независимых проектах, меня вполне устраивала возможность работать с государственными театрами. Сегодня два из трех задуманных на ближайшее время проекта реализуются без государственных институций. Это подразумевает другой способ планирования, поиск денег в альтернативных источниках, партнерские отношения с компаниями, производящими оборудование необходимое для спектакля, и так далее. Год назад, когда мы стартовали с проектом pop-up театра, я нашел точное определение – "активация горизонтальных связей". Это был эксперимент, и он показал свою жизнеспособность – у нас есть большой потенциал для самоорганизации и взаимоподдержки, и, если думать о театре будущего, я безусловно верю, что помимо больших государственных театров, дотируемых из бюджета, будет возникать все больше независимых групп способных к коллаборации, открытых миру, мобильных и изобретающих новые форматы для театра.
Еще больше "гезамткунстверк", синтеза, конвергенций, диффузий, science art, театра без людей, чипированных людей - и работы с традицией, охранительной и развивающей, разной: и всё это, хотим мы этого или нет.