Общий ответ - когда ребенок готов. Психологический и физиологический возраст отличается от паспортного. Cозревание центральной нервной системы индивидуально, и ранний выход в школу, стресс дадут сильную нагрузку на несозревшую нервную систему. Нужно быть очень аккуратным. По-хорошему, определять готовность ребенка к школе должен даже не невропатолог, а нейропсихолог.
Тут важно разделять две вещи: обучение – то есть школа, и развитие ребенка, а это разные вещи. Вопрос обучения и развития – это всегда единство и борьба противоположностей. Сама школа, как институт, несет шум, напряжение, постоянный контроль, оценку, ориентацию на результат. Это сильная нагрузка на нервную систему. Если у ребенка тонкая душевная организация, то ему будет сложно, даже если он в 6 лет уже умеет читать и писать. Важны детали. Как ребенок реагирует на стресс, на нагрузку? Он плачет, переходит из состояния сильного возбуждения и активности в состояние упадка сил и вялости? Быстро теряет интерес к происходящему, словно у него разряжаются батарейки? Это признаки неготовности нервной системы.
Мы на Ежике делали большой материал с детским и семейным психологом, посвященный в том числе и тому, когда отдавать в школу, тут можно почитать подробнее.