Суфизм появился и развился в суннитской среде и он позиционируется сегодня как ортодоксальный суннизм, тогда как шиизм - отдельное направление с другими корнями и историей. Как известно, основное отличие шиитов от других течений - ихприверженность двенадцати имамам после Пророка (да благословит его Аллах и его семейство и да приветствует!). От этих имамов передаются предания (хадисы) резко критикующие суфизм и суфиев. Вот некоторые из них:
Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Никто не следует суфизму, кроме обманутого, заблудшего и глупца» (Хурр аль-Амили, «Аль-Исна ‘ашария», с. 30).
Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Один сподвижник Имама Садыка, да будет мир с ним, сказал ему: „В наше время появилась группа людей, которая называет себя «суфиями». Что ты скажешь о них?“. Имам сказал: „Поистине, они — наши враги. Кто будет склоняться к ним, тот из их числа и будет воскрешён вместе с ними. Появятся люди, которые будут заявлять о своей любви к нам, но будут склоняться к суфиям и уподобляться им, называть себя их названием и разговаривать их речами. Кто будет склоняться к ним, тот — не от нас, и я отрекаюсь от них. А тот, кто отвергнет их и опровергнет их, подобен тому, кто сражается с неверующими рядом с Посланником Аллаха» (Мирза Нури, «Мустадрак аль-васаиль», т. 12, с. 323).
Есть и другие высказывания по этому поводу. Но ясно становится одно: суфизм и шиизм - абсолютно разные направления, являющиеся оппонентами между собой, где авторы одних писали множество трудов в опровежение других.
Бекташи это исмаилитская секта, с заимствованиями из учения суфиев, но не орден
Шиитских тарикатов меньше, но они есть. Один из распространенных (в том числе и в современном мире) шиитских орденов - ниматуллахи (ниматаллахийа).