Лично мне в формировании личности помогли не только книги, если держаться в рамках литературы.
Книги, которые помогли лучше понять мир:
«Шутка с питоном»
Для многих мир змей кажется жутким, сами змеи кажутся странными, пугающими или нелепыми. Мне в детстве тоже так казалось. Потом я прочитал эту книгу и она помогла понять, что это не такие уж странные, пугающие и нелепые существа.
По сути, книга поборола во мне один из предрассудков, которым многие страдают.
Книги братьев Стругацких.
Увлечение их книгами началось с книги «Пикник на обочине».
Сперва я, как и куча других моих одногодок, некоторое время увлекался игрой «Сталкер».
Но игра, как и большинство самых разных игр, мне быстро надоела. И я задумался: "А откуда взялась столь интересная концепция игры"?
Спросил об этом у мамы. Она сначала отмахнулась, типа: "Да просто компьютерная игрушка, разработчикам что-то взбрело в голову, вот и сделали её такой".
Я принялся доставать гугл и вышел на фильм «Сталкер». Посмотрел. Но и этого мне было мало. Потом, то ли в титрах фильма, то ли в его описании обнаружил название книги и её авторов. Через некоторое время уже держал в руках бумажную книгу, благодаря маме, и взахлеб прочитал.
И потом понеслось.
Оказалось, что в домашней библиотеке есть книга Стругацких «Понедельник начинается в субботу», прочитал её. Часто встречаю цитаты или отсылки к этой книге, иногда и сам цитирую или упоминаю. Потом пошли «Улитка на склоне», «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Хищные вещи века», «Отель „У Погибшего Альпиниста“» и «Град обреченный». Я даже указал приблизительный порядок чтения.
Книги братьев Стругацких, если ты внимательно и вдумчиво их читаешь, а не для выпендрежа (“Посмотрите на меня, я читаю книги, а вы нет. Я лучше вас”), ставят перед тобой задачи, ставят перед тобой вопросы, задают канву твоему поведению и образу мышления.
Если ты не понял их книг, то они просто не для тебя и всё.
Я знаю одну девушку, которой прочтение книги «Трудно быть богом» внушило мысль об её богоизбранности. Книга тупо вскрыла её снобизм и зашкаливающее ЧСВ. Так что книги Стругацких определённо обладают влиянием на читателей.
Чтение энциклопедий в детстве внесло свой вклад в развитие. Прочитал больше десятка самых разных.
Книги «Детям обо всём на свете» и «Из чего всё» Феликса Льва тоже помогли лучше понять мир в детстве.
Между делами и чтением книг я с детства увлекался чтением научно-популярных журналов.
«Юный техник», «Популярная механика», «Наука и техника», «Вокруг света», «Знания и мир», «Открытия и гипотезы».
Все эти журналы помогли понять возможности человечества и реальную, а не воображаемую, картину мира.
Например, когда где-то в 8-9 классе школы учительница по физике спросила у класса, какие виды автомобилей бывают, и все отвечали что-то стандартное и общеизвестное, я ответил: "Гибридные", на что один из остряков сказал что-то вроде: "Сам ты гибрид" и вызвал бурный смех одноклассников. Это я называю воображаемой картиной мира. Они, конечно, что-то слышали о том, как много в мире всего разного, но когда они столкнулись с чем-то «необычным» и «странным» для них, их реакция была примитивной. Кстати, книга «Понедельник начинается в субботу» в самом своем начале учит исследованию «необычного» и «странного», если ты столкнулся с таким, вместо примитивного реагирования.
Журналы за предыдущие месяца и "подшивками" за целые года можно найти в интернете и бесплатно выкачать.