Во-первых, нужно обратить внимание, что в метро практически нет прямых по плану и профилю участков. Даже станции располагаются на небольшом (от 3 до 5 промилле) уклоне. Самый большой уклон в метрополитенах РФ - 60 промилле на второй линии метро СПБ. Во-вторых, из вагона практически невозможно увидеть уклон (если только не смотреть вдоль состава, особенно сквозного, и не уловить его начало), значит, зрительное восприятие изменения глубины отсутствует. Кроме того, нет ориентиров, относительно которых определяется глубина. То есть глаза никак не видят изменение высоты. Кроме того, скорость и конструкция вагона гасят и пространственное ощущение наклонной поверхности. Для подъема и спуска существуют разные режимы вождения: например, спускаясь с мелкого на глубокое заложение вне часа пик и при отсутствии сбоев, состав не разгоняется своими двигателями до максимальной скорости, используя инерцию и экономя электроэнергию. Если заметить это, то уклон на перегоне можно распознать.
Это всё дело машиниста. Именно он грамотно регулирует скорость поезда. И мы, пассажиры, перепадов глубины не чувствуем. Ну если вместо машиниста был бы, например, повар, то это было бы не метро, а американские горки.