Еще Ницше говорил, что человеком руководят Эрос и Танатос, и последнее - это как раз желание разрушать, убивать; этакий триггер агрессии, инстинкт хищника. Сейчас мы конечно живем в довольно цивилизованном мире, но физиология человека меняется десятками тысячелетий, и вот этот интерес остался. Возможно даже он усилился, потому что сейчас мир очень буднично-спокоен, мы все живем по маршруту работа-дом-кинотеатр, и в этой скуке некоторым из нас хочется как-то удовлетворить свои психические потребности (так же, как собаке нужно рвать подручные материалы каждый день). И да, в основном и далее я буду описывать людей, которым Скучно(!). Скучно на перманентной основе. Многие из этих людей любят фильмы ужасов, причем с большой процентной долей мертвечины. Это не удивительно, ведь разрезанные тела настолько сильно меняют привычную картину мира (мы даже просто мертвых видим "по праздникам"), что сознание буквально цепенеет, волосы шевелятся, а к мозгу приливается такой нужный ему адреналин. это первая причина - физиологическая.
Вторая причина уже лежит в психологическом пласте, но корни ее все равно растут из потребности в адреналине (внимание, сейчас будет много фрейдизма). Часто вполне безобидные люди в детстве или в подростковом возрасте в шутку представляют себе, как расправляются с обидчиками, насилуют девушек (тут как с мастурбацией - никто не признается), учавствуют в войне и т.д. Маньяк как будто бы делает то, что мы "не смогли" сделать в детстве: мстит, насилует, режет. А наверное, где-то в области подсознания, как будто становится примером для подражания или предметом для восхищения. Ведь действительно, те, кто маньяками увлекается часто ощущают стыд, что вроде бы такого человека надо ненавидеть, а они, как будто, не могут. И отмалчиваются.
Очень сильно "помогает" в этом еще и биография маньяков: 90% (неточно) из них пережили в детстве побои, изнасилования, домогательства, издевки или убийства членов семьи. Все они - искалеченные судьбой люди, и это очень способствует сопереживанию и оправданию со стороны условного читателя, чувству стыда и т.д. А интерес поджигает скорее опять разрыв рутинного шаблона, стремления свидетельствовать необычные истории, не вкладывающиеся в формат будней, портящие их (а при плохо скрываемой нелюбви к рутинному миру, такие спойлеры всегда будут приветствоваться). Еще этот контраст между маньяком и жертвами: о нём целая душераздирающая история, а о жертвах - ничего, лишь то, что одеты были в цветные колготки, были пьяными и вели себя вызывающе (почти всегда отторжение, не правда ли?)
Есть еще причина, и она идейная. Корни может брать с предыдущих двух. Люди разные, и растят в своей голове разные идеи, и есть те, кто считает, что человеческая жизнь - не самая главная ценность, что волевые люди могут судить неволевых. и т.д. Разные идеи, всех описывать не берусь, могу лишь сказать, где некоторые из них были описаны: про "Преступление и Наказание" сказали еще в школе, во франшизе "Пила" лейтмотивом идёт идея, что люди не ценящие свою жизнь её не достойны, в "Сплите" угадывается идея, что не страдавшие не имеют права жить. и т.д. Некоторые идейные люди всерьез уверены что для жизни должно быть какое-то право.
На всём этом сыграла и массовая культура, выпустив драматичные фильмы-биографии о некоторых нашумевших маньяков, практически возведя их в культовые персоны
По поводу второго вопроса: Если бы сейчас применялись довоенные стандарты психиатрии, то каждый пятый в 2018 году считался бы психически больным. Я лично считаю, что пока с идеями в голове все в порядке, это нормально (на практике, но не в идеале). Скажу на своем примере. Одно время увлекался биографиями маньяков, сочувствовал, сопереживал(!), было действительно интересно, зачитывался. Но на деле - я следую идеям Достоевского, ставлю человеческую жизнь во главе ценностей, и вообще либертарианец. Просто не надо путать художественный интерес реальной жизнью. Можно любить маньяков, пока они воспринимаются нашим мозгом, как художественные персонажи (ведь мы о них читаем), но лучше всегда помнить, что убитые жертвы были настоящими людьми с не менее богатой биографией чувств и переживаний, ведь как говорил Гёте, под каждой могильной плитой лежит всемирная история.