Картина происходящего формируется в нашем сознании мировоззренческими установками. Видоизменяя их (меняя точку сборки, как говорил Кастанеда), можно получать совсем иное представление о мире и его событиях.
И здесь проблема не во внешнем, реальность очень пластична, подстраиваясь под те образы, которые мы на нее проецируем. Проблема носит глубинный внутренний характер. Оказывается изменить себя гораздо труднее, а для некоторых людей даже невозможно. Они воспринимают себя как некую данность бытия, постоянно подкрепляя такую позицию умственными и практическими действиями. Это равносильно тому, если бы цветок остановился будучи всего лишь ростком и утверждал, что он уже цветок, еще не расцветая. Или юноша говорил, что он уже окончательно сформировавшаяся полноценная личность.
Ведь, отвечая на поставленный вопрос, мы должны понимать того субъекта, который не просто способен мыслить, но и как он это делает и на каком уровне находится. Даже элементарный визуальный пример показывает нам относительность представлений об окружающей действительности. Один человек, находящийся в яме, будет видеть мир так. А другой, сидящий на пригорке, иначе. А летящему в самолете, откроются невиданные просторы.
Осмысливать происходящее, означает вкладывать те или иные смыслы в наблюдаемые и чувственно ощущаемые события. И здесь мы выходим к фундаментальным вопросам человеческого бытия - о смысле жизни, сознания, цивилизации, эволюции. Наполнение смыслами будет обусловлено развитостью самого человека. Отсюда проистекает и непонимание между разными людьми, рассматривающими одно явление, но трактующими его по-своему.
В конечном итоге, от самого человека зависит, превратится ли он беспринципное животное, ведущее абсолютно бессмысленную жизнь, или в нечто более значимое.