Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Опишите произведение искусства, которое перевернет мир?

ИсторияИскусство и культура+2
The Question
  ·   · 11,0 K
PhD, senior scientist AI, неандерталец  · 9 мар 2016

Ещё будучи подростком-вундеркиндом, Норберт Винер писал статьи по эстетике. В этих статьях Винер приходит к выводу, что однозначного мерила красоты нет, всё очень субъективно. Видимо, именно поэтому он и ушёл, в конечном счёте, в математику, став, помимо всего прочего, одним из классиков теории вероятностей и отцом кибернетики - именно он и придумал этот термин.

Искусство многогранно. Кому-то нравится классическая скульптура, кто-то без ума от кубизма. У каждого стиля найдутся свои поклонники и те, кто не будет его воспринимать всерьёз или считать "вырождением". Двадцатый век показал нам, что искусством может быть всё, что угодно: вплоть до становящегося крылатым выражения "это искусство, или можно выбросить".

И тем не менее, в искусстве есть один ключевой момент: абстракция или веризм, мрамор или граффити - искусство есть метафора окружающего мира, опускающее что-то одно, заостряющее внимание на чём-то другом. В конечном итоге, любое произведение искусства само становится частью окружающего мира, меняя его и становясь источником для новых метафор.

Тем временем, в том же двадцатом веке человечество ещё более приблизилось к пониманию того, что "поверить алгеброй гармонию" всё-таки можно. Более того, мы, в конечном итоге, воспринимаем красивым в основном то, что, имея (не обязательно) сложное выражение строится на простых принципах. Открытие фракталов - самоподобных фигур - в середине ХХ века, и постепенное понимание того, что в целом они лежат в основе всего познаваемого мира, лишь утвердило это понимание. Мне, например, довелось присутствовать на лекции человека, который занимался как раз таки тем, чем занимался пушкинский Сальери - с помощью компьютера он находил фрактальные последовательности, связывающие тона и ритм в классических музыкальных произведениях. Он не рисковал писать музыку при помощи этой программы сам, но теоретически такая возможность существует.

Конечно, мне возразят: ведь в искусстве, в отличие от науки, есть "душа". Но, помилуйте, ведь когда-то то же самое говорили и про органическую материю, приписывая ей "жизненную силу" - пока Фридрих Вёлер не создал-таки мочевину в пробирке. А когда Томас Альва Эдисон демонстрировал фонограф Парижской Академии Наук, один из профессоров-филологов обвинил его в чревовещательстве, заявив, что "низменный металл не может воспроизвести живого человеческого голоса". Слушая "музыку с душой" на своём смартфоне, мы не должны забывать, что многие его пластиковые компоненты есть искусственные органические соединения, а принцип передачи звука через вибрацию мембраны тот же, что и у фонографа.

И потом, современная абстрактная наука - это по большей части именно искусство. Математика, по утверждению Юрия Манина, есть "метафора мира" - а значит, форма искусства? И потом, даже к математической и физической теории вполне себе применим термин "красота". Кроме того, математика в целом не зависит от того, на чём её воспроизводить - в отличие от живописи, скульптуры и архитектуры, для восприятия красоты теории не обязательно вообще обладать какими-либо органами чувств. И уж совсем неверным будет думать, что учёный не вкладывает душу в то, что делает. И уж вряд ли кто-то скажет, что такое искусство не меняет мир: даже теории, выведенные из чистого интереса на кончике пера, почему-то всегда находят свое воплощение сначала в естественных науках, а потом и в технике. Так что упоминавшийся выше Норберт Винер ничуть не изменил себе-подростку: он лишь стал заниматься видом искусства с более объективным и фундаментальным критерием прекрасного.

Итак, переходя наконец к сути вопроса. Лично мне кажется, что произведение, которое изменило мир, уже было создано в 60е годы двадцатого века. Это алгебраическая геометрия в том виде, какой её сделали Александр Гротендик и его последователи. Здесь невозможно вдаваться в детали: вышедшая в 2011 году книга "Введение в Аглебраическую Геометрию, Том I" занимает 500 страниц и уже требует от читателя хорошего знания коммутативной алгебры и уже теории категорий.

Конечно, сложно представить, что такой, казалось бы специфический вид "искусства" может повлиять на современную жизнь. И тем не менее, влияние его более чем существенно - вся современная теория кодирования так или иначе построена именно на алгебраической геометрии: вспомните об этом, делая покупки в интернете.

Если говорить о том, какому произведению искусства лишь предстоит изменит мир, то я могу сказать следующее.

В математике есть определённая тенденция - она стремится к упрощению. Глядя на сложные формулы, в это, конечно, трудно поверить, но такова уж парадоксальная природа этой науки - чем меньше аксиом и "проще" система, тем выше уровень задействованной науки. (В изобразительном искусстве, пожалуй такое движение тоже было, но оба экстремума - максимальный веризм и максимальная абстракция - на мой взгляд уже были достигнуты "Табуреткой с велосипедным колесом" и "Черным Квадратом").

Так что, с моей точки зрения, следующим произведением, которое изменит мир, станет теория мотивов над полем с одним элементом - логическое развитие алгебраической геометрии. Оно обязательно повиляет на мир - ведь, в конечном итоге, оно его описывает. А вот как это повиляет на нас - предсказать пока не представляется возможным.

Начинающий художник  · 13 мар 2016
В общем дело будет так. Объявят где только можно о крутой инсталляции с каким-нибудь максимально странным художником, соберётся искушенный и не очень зритель в галерее побольше. В полумраке будет виднеться большая куча и по... Читать далее
Студент школы филологии НИУ ВШЭ  · 10 мар 2016
Я думаю, таким произведением должно стать нечто похожее на то, что мы сейчас называем "компьютерной игрой". Дело в том, что хотя сейчас абсолютное большинство компьютерных игр несут в основном развлекательную функцию, они... Читать далее

Например Fallout (кроме последнего,четвёртого -сарказм-) . Ходишь, как внутри хорошо написанной книги.

читаю, рисую, пишу  · 11 мар 2016
Произведение, которое будет хаотически меняться. Технически это может быть какой-то Gesamtkunstwerk, завязанный на генераторе случайных чисел. Главное – чтобы его невозможно было описать (по крайней мере, окончательно и... Читать далее
учитель истории  · 10 мар 2016

Голограммы с видами вселенной, над освещенными мегаполисами, в часы заката, ночное время и рассвета эффектно вписались бы в городскую среду.

Арт директор СММ агентства FabrikaDialogov.ru  · 22 мар 2016
Мир перевернет картина, нарисованная полностью осознанным саморазвивающимся искусственным интеллектом. Уже сейчас рисунки созданные искусственными нейронными сетями поражают, но в момент, когда отдельный полностью осознанный иск... Читать далее

А где можно посмотреть такие рисунки? В Инстаграме они есть ?

Художник слова, интересующийся читатель  · 11 мар 2016
Человеку, при всём его рационализме и прагматичности, свойственно абстрагирование понятий, их сущностное искажение и многогранность истолкования единичного понятийного экземпляра. Самому же индивиду льстит массивность постройки... Читать далее
Графический дизайнер  · 5 апр 2016
Если бы я знала ответ на этот вопрос, то я давно бы все придумала и стала миллиардером. Научитесь вопросы задавать, а уже потом думайте о том, что бы перевернуло мир. Это прямо как в книге "Путеводитель "Автостопом по... Читать далее
Первый
Мне кажется, на этот пространный вопрос необходим пространный ответ. Знатоки выше уже излили свое мнение о "веризмах" и смешали искусство со школьной доской, потому буду краток.  Мир уже перевернут, его нужно поставить на ноги... Читать далее
Первый
designer/illustrator  · 15 мар 2016
Перевернуть мир – значит его обнулить, запустить новый отсчет, который поделит искусство на до и после. 1915 г. – "Черный супрематический квадрат" Казимира Малевича, абсолютный символический нуль по словам самого художника... Читать далее

Круто про Малевича и обнуление сказано. :)