Ещё будучи подростком-вундеркиндом, Норберт Винер писал статьи по эстетике. В этих статьях Винер приходит к выводу, что однозначного мерила красоты нет, всё очень субъективно. Видимо, именно поэтому он и ушёл, в конечном счёте, в математику, став, помимо всего прочего, одним из классиков теории вероятностей и отцом кибернетики - именно он и придумал этот термин.
Искусство многогранно. Кому-то нравится классическая скульптура, кто-то без ума от кубизма. У каждого стиля найдутся свои поклонники и те, кто не будет его воспринимать всерьёз или считать "вырождением". Двадцатый век показал нам, что искусством может быть всё, что угодно: вплоть до становящегося крылатым выражения "это искусство, или можно выбросить".
И тем не менее, в искусстве есть один ключевой момент: абстракция или веризм, мрамор или граффити - искусство есть метафора окружающего мира, опускающее что-то одно, заостряющее внимание на чём-то другом. В конечном итоге, любое произведение искусства само становится частью окружающего мира, меняя его и становясь источником для новых метафор.
Тем временем, в том же двадцатом веке человечество ещё более приблизилось к пониманию того, что "поверить алгеброй гармонию" всё-таки можно. Более того, мы, в конечном итоге, воспринимаем красивым в основном то, что, имея (не обязательно) сложное выражение строится на простых принципах. Открытие фракталов - самоподобных фигур - в середине ХХ века, и постепенное понимание того, что в целом они лежат в основе всего познаваемого мира, лишь утвердило это понимание. Мне, например, довелось присутствовать на лекции человека, который занимался как раз таки тем, чем занимался пушкинский Сальери - с помощью компьютера он находил фрактальные последовательности, связывающие тона и ритм в классических музыкальных произведениях. Он не рисковал писать музыку при помощи этой программы сам, но теоретически такая возможность существует.
Конечно, мне возразят: ведь в искусстве, в отличие от науки, есть "душа". Но, помилуйте, ведь когда-то то же самое говорили и про органическую материю, приписывая ей "жизненную силу" - пока Фридрих Вёлер не создал-таки мочевину в пробирке. А когда Томас Альва Эдисон демонстрировал фонограф Парижской Академии Наук, один из профессоров-филологов обвинил его в чревовещательстве, заявив, что "низменный металл не может воспроизвести живого человеческого голоса". Слушая "музыку с душой" на своём смартфоне, мы не должны забывать, что многие его пластиковые компоненты есть искусственные органические соединения, а принцип передачи звука через вибрацию мембраны тот же, что и у фонографа.
И потом, современная абстрактная наука - это по большей части именно искусство. Математика, по утверждению Юрия Манина, есть "метафора мира" - а значит, форма искусства? И потом, даже к математической и физической теории вполне себе применим термин "красота". Кроме того, математика в целом не зависит от того, на чём её воспроизводить - в отличие от живописи, скульптуры и архитектуры, для восприятия красоты теории не обязательно вообще обладать какими-либо органами чувств. И уж совсем неверным будет думать, что учёный не вкладывает душу в то, что делает. И уж вряд ли кто-то скажет, что такое искусство не меняет мир: даже теории, выведенные из чистого интереса на кончике пера, почему-то всегда находят свое воплощение сначала в естественных науках, а потом и в технике. Так что упоминавшийся выше Норберт Винер ничуть не изменил себе-подростку: он лишь стал заниматься видом искусства с более объективным и фундаментальным критерием прекрасного.
Итак, переходя наконец к сути вопроса. Лично мне кажется, что произведение, которое изменило мир, уже было создано в 60е годы двадцатого века. Это алгебраическая геометрия в том виде, какой её сделали Александр Гротендик и его последователи. Здесь невозможно вдаваться в детали: вышедшая в 2011 году книга "Введение в Аглебраическую Геометрию, Том I" занимает 500 страниц и уже требует от читателя хорошего знания коммутативной алгебры и уже теории категорий.
Конечно, сложно представить, что такой, казалось бы специфический вид "искусства" может повлиять на современную жизнь. И тем не менее, влияние его более чем существенно - вся современная теория кодирования так или иначе построена именно на алгебраической геометрии: вспомните об этом, делая покупки в интернете.
Если говорить о том, какому произведению искусства лишь предстоит изменит мир, то я могу сказать следующее.
В математике есть определённая тенденция - она стремится к упрощению. Глядя на сложные формулы, в это, конечно, трудно поверить, но такова уж парадоксальная природа этой науки - чем меньше аксиом и "проще" система, тем выше уровень задействованной науки. (В изобразительном искусстве, пожалуй такое движение тоже было, но оба экстремума - максимальный веризм и максимальная абстракция - на мой взгляд уже были достигнуты "Табуреткой с велосипедным колесом" и "Черным Квадратом").
Так что, с моей точки зрения, следующим произведением, которое изменит мир, станет теория мотивов над полем с одним элементом - логическое развитие алгебраической геометрии. Оно обязательно повиляет на мир - ведь, в конечном итоге, оно его описывает. А вот как это повиляет на нас - предсказать пока не представляется возможным.
Например Fallout (кроме последнего,четвёртого -сарказм-) . Ходишь, как внутри хорошо написанной книги.
Голограммы с видами вселенной, над освещенными мегаполисами, в часы заката, ночное время и рассвета эффектно вписались бы в городскую среду.
А где можно посмотреть такие рисунки? В Инстаграме они есть ?
Круто про Малевича и обнуление сказано. :)