По мнению Википедии, первыми о существовании парадокса бережливости заявили экономисты У. Фостер и У. Кетчингс, позднее эту идею поддержал лауреат Нобелевской премии по экономике Джон Кейнс [1].
Суть этого явления заключается в неожиданном, парадоксальном падении национального дохода в государстве, в котором размер сбережений превышает некий разумный предел (Россия, очевидно, от этого предела находится на приличном удалении). То есть, рост объёма сбережений отрицательно влияет на возможность наращивать их в дальнейшем.
Американский журналист и популяризатор экономических знаний, Генри Хэзлитт, подверг Кейнса критике за то, что описывая парадокс бережливости, он воспринимает сбережения и инвестиции в качестве синонимов [3]. Поддавшись давлению критики, Кейнс отказался от своего взгляда, и стал разделять эти понятия [1]. И зря он так поступил! Его предположение было гениальным, и опережало существовавший в то время экономический уклад на несколько десятилетий.
В современном мире, где наличных денег становится всё меньше, а держатели капиталов в «стеклянной банке» встречаются всё реже, разница между сбережениями и инвестициями полностью исчезла. Безналичные денежные средства, независимо от их «целевого назначения» находятся на банковских счетах.
«Целевое назначение» безналичных денег - это внутреннее отношение владельца счёта к ним. И это отношение не имеет ни какого значения ни для кого, кроме владельца: банк распоряжается деньгами по собственному усмотрению. Разница между сбережениями и инвестициями на практике отсутствует.
Проявления парадокса бережливости наблюдается на территории Европейского Союза. Ситуация характеризуется чрезмерным количеством «свободных» денежных средств на банковских счетах и отсутствием разумных возможностей для инвестирования. Практически неограниченное предложение денег снизило их стоимость до ноля.
Для того, что бы принудить банки к инвестированию при нулевой стоимости финансирования, в июне 2014 года Европейский центральный банк впервые применил политику отрицательных процентных ставок [4, стр. 82], суть которой заключается во взимании установленного процента с неинвестированных денежных средств. Последующий анализ показал, что склонность банков переводить запасы ликвидности в кредитование, существенно возросла. Однако, качество должников снизилось, так как кредитуются высокорисковые искатели денег [4, стр. 90].
Парадокс бережливости в современной интерпретации представляет собой состояние экономики, в котором все разумные возможности для прибыльного размещения денежных средств использованы, а неинвестированные денежные средства, находящиеся на банковских счетах, лежат «мертвым грузом», не принося какой-либо пользы.
Библиография:
Пол Кругман. When Consumers Capitulate (англ.) // The New York Times : newspaper. — 2008. — 31 October.
Hazlitt, Henry. The Failure of the "New Economics". An Analysis of the Keynesian Fallacies. — Ludwig von Mises Institute, 1959. — P. 81ff. — 458 p.
Кавицкая И.Л. Институциональные особенности политики отрицательных процентных ставок Европейского Центрального банка. Журнал институциональных исследований Том 11, № 1. 2019, стр. 81-94.
С уважением,
адвокат Сергей А. Комягин
В жадности. Жаба задушила половину мира. Будьте щедрыми и бережливость приложится в том состоянии, в котором ей предначертано быть: давать много, брать мало. 😁