Есть ещё одно специфически-буддийское значение слова «дхарма», и ему довольно сложно подобрать аналог в западной мысли. Слово это само по себе имеет значение «носитель», «держатель», «то, что поддерживает». Дхарма — это центральное понятие буддийской философской психологии, которая одновременно и онтология — Абхидхармы.
Согласно буддийской модели, человеческая личность как цельная вещь — это иллюзия, в действительности она представляет из себя динамическую конструкцию из так называемых «скандх», групп элементов. Подобно тому как колесница состоит их колёс, оглобель и прочего, что само по себе не является колесницей, так и личность состоит из групп элементов — чувственных восприятий, ощущений приятного/неприятного/нейтрального, осознования различий, воли и сознания. Однако не только личность лишена своей собственной природы, но и скандхи, которые её составляют — тоже, потому что скандхи — достаточно условные группы, и они в свою очередь составлены из простейших элементов — дхарм.
Дхарма, согласно Абхидхарме, — это своего рода «атом» опыта, неделимое, простейшее и мгновенное психофизическое состояние. Сплошной поток дхарм конституирует весь наш опыт, всё наше представление о мире и о себе. При этом дхармы мыслятся одновременно и как реально существующие «кирпичики» мира, и как ментальные конструкции, посредством которых мы мыслим и описываем свой опыт.
Разные школы буддизма создавали разные списки всех существующих дхарм — которых не так уж много, обычно в пределах сотни — и разные варианты их классификаций.
Согласно Абхидхарме, любое живое существо бессущностно, поскольку не имеет собственной неизменной природы, но представляет из себя поток мгновенно сменяющих друг друга дхарм — атомов опыта. При этом нужно отметить, что если в философии буддизма Тхеравады дхармы признаются, в отличие от всего ими конституируемого, несущими собственную природу, каждая — свою, то в философской школе мадхъямаки, ставшей основой для буддизма Махаяны, лишёнными собственной природы признаются и сами дхармы.
Интересное дополнение, спасибо
Спасибо за ответ)