Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Может ли буддист быть атеистом?

ОбществоФилософия+2
Владимир Аксенов
  ·   · 7,7 K
почти культуролог  · 5 февр 2017

Тут надо конкретизировать, что имеется в виду под атеизмом.

Если атеизм видится как отрицание существования единого бога-творца - да. Но такое видение атеизма мне кажется слишком грубо-однозначным.

Если же под атеизом понимается отрицание организованной религии, то тут есть вот какая проблема:

Буддизм в принципе - религия. Такая же как христианство ислам или иудаизм. Но! Буддизм появился на Западе в XX веке и появление информации о нем совпало с распространением мистицизма конца XIX - начала XX века, а позже - с рождением во второй трети столетия такого массового феномена как New Age, который, по словам британского религиоведа Майкла Йорка, появившись в 60-х как часть субкультуры хиппи стал в 80-х использоваться яппи как форма психотерапии. 

Позднее, в девяностые-нулевые, стал чаще использоваться термин Spirituality (New Age/Holistic Spirituality), которое стало восприниматься как неотъемлемая часть модерна. Например, группа исследователей из унриверситета Ланкастера под руководством Пола Хиласа (Paul Heelas) в начале нулевых провела исследование в рамках "проекта Кендалл", по результатам которого была издана знаменитая работа: Heelas, Woodhead. 2005. The Spiritual Revolution: Why Religion Is Giving Way to Spirituality. Для исследования был выбран небольшой североанглийский город Кендалл, где Хилас со своими аспирантами переписали даже всех тренеров йоги и практикующух гомеопатов. В результате выяснилось например, что половина (!) всех магазинов на главной торговой улице Кендала торгуют товарами, так или иначе относящимися к Holistic Spirituality. Ранее Хилас  в одной из своих статей назвал Spirituality постродернисткой религией общества потребления. 

Вот это самое Spirituality есть сейчас везде и во всем, повседневная жизнь пропитана им и оно может быть описано как некий поведенческий паттерн, используемый многими людьми для адаптации к стрессовым условиям позднего/пост-модерна. Например, современное общество поповедует крайний индивидуализм и культ персонального успеха а  Spirituality как раз базируется на культе саморазвития. Именно поэтому оно так популярно в бизнес-контектсе: курсы Spirituality in Business давно являются частью программ MBA в серьёзных западных бизнес-школах.

Так вот, собственно к буддизму: Spirituality никакого отношения к религии не имеет, от слова совсем. Более того, к организованной религии оно относится как правило враждебно, в значительной части потому, что является как раз более легкой формой секуляризации. Кроме того, Spirituality паразитирует на традиционных религиях, используя некие техники (йогу в индуизме, каббалу в иудаизме и т.д.) не как религиозные, но именно как "полезные для жизни" психопрактики, отвергая по сути сами материнские религии как по содержанию так и по форме. 

Буддизм оказался религией, практически полностью поглощенной Spirituality. Произошло это именно потому (возвращаемся к тому с чего я начал), что стал известен на Западе в тот самый момент, когда Spirituality в принципе начало зарождаться. Популяризировал-то буддизм у нас кто? Мистик-психоаналитик Юнг, да битник Керуак, да японский теософ Дайсецу Судзуки. То есть буддизм изначально продавался западному потребителю как "мистическая мудрость Востока" а не как религия. В результате даже религиоведы имеют о буддизме довольно дикие представления, так как изучают не "нормативный", "книжный" буддизм, но народные верования бурят или калмыков и на основании этого делают выводы космического масштаба о том, что буддизм нельзя назвать единой религией, потому что это просто очень разные верования, друг на дружку сильно не похожие. Хотя если бы они сравнили русскую народную религиозность и какой-нибудь мексикансий культ святой смерти, то тоже говорили бы наверно о том, что христианства как целостной системы не существует. Слава богу хоть такого им в голову не приходит.

А так сегодня в Москве и Питере есть крохотные, до нескольких десятков человек, группы именно религиозных буддистов и есть огромное количество "интересующихся", "типа буддийской философией".  Многие из таких интересующихся жили по нескольку месяцев в монастырях, читали книжки, общались с восточными учителями медитации, но по сути, по своему мировоззрению, являются обыкновенными ньюэйджерами. Всем нужна медитация. Но, как справедливо заметил руководитель московской общины буддистов тхеравады, когда народ видит на заборе плакат "Випассана" - сразу толпа ломится. А вот если там вместо випассаны написать "Нравственность", "Щедрость", "Сострадание" - никто особо не придет скорее всего.

Вот как-то так...

Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой...  · 4 февр 2017
Буддизм — это нетеистическая традиция. Все школы буддизма признают три признака существования: анатман, дукха и анитья. Анатман — это отсутствие самости, души, Я. Дукха — это неудовлетворенность. Анитья — непостоянство... Читать далее
буддист и есть А - Теист, потому что боги всех антропоморфных религий созданы воображением людей, согласно... Читать дальше
Если атеист - это человек, который верит в бога, то все буддисты являются атеистами.  Да, существует в этой философии описание существования сферы богов, и что в этой сфере может переродиться существо, которое заработало... Читать далее
Тот самый парень из Улан-Удэ  · 4 февр 2017
Конечно же нет. Сама Вера в буддийскую философию уже не может считаться атеизмом, ведь веруя в буддизм мы верим в карму, в бесконечные циклы перерождений и в то что за плохие поступки, сама вселенная нас накажет переродив в... Читать далее
Стараюсь ничем не увлекаться, не иметь привязаннос...  · 22 апр 2021
Буддист должен быть а-теистом. Когда человек фиксирует внимание на образе, он создаёт его "тень" в пространстве. Время существования этой "тени" в пространстве зависит от силы и длительности концентрации внимания на объекте... Читать далее
местами экономист, немножко психолог, совсем...  · 4 февр 2017
Гипотетически может. В индийском "классическом" буддизме божества не являются объектом поклонения, хотя и не отрицаются. Что-то вроде "они сами по себе мы сами по себе". Если человек атеист, то в принципе (именно в рамках... Читать далее