Ответ на этот вопрос пытаются найти уже давно.
В начале XX века психиатр и философ Карл Ясперс предложил для этого проект «понимающей психологии». Целью «понимающей психологии» было постижение внутреннего мира психически больного человека. Метод, который предлагал Ясперс, заключался в том, чтобы – с помощью феноменологии – разграничить различные феномены душевной жизни психически больного человека, классифицировать их и выделить понятные связи между ними. Поскольку психиатр, в конечном счете, такой же человек, как и его пациент, он может воспринимать отдельные феномены внутреннего опыта психически больного и связи между ними.
Однако таким способом можно понять только те переживания, которые так или иначе перекликается с нашим опытом. Упрощенно говоря, депрессия может быть – при совершении определенной работы – понятна тому, кто имеет опыт горя, а патологическая увлеченность – тому, кто когда-либо чем-то сильно увлекался. Но многие переживания психически больных очень далеки от обыденного опыта. Трудно, например, найти аналогию с ощущением «сделанности» собственных мыслей, чувством отделенности от собственного тела или убежденностью в наличии двойника.
Сейчас существует направление исследований – «философия психиатрия», – одна из задач которого – поиск методов для понимания опыта психически больных людей. Есть два основных течения. Одно из них продолжает идеи «понимающей психологии», основываясь на работе с самоописаниями пациентов. Среди авторов, принадлежащих этому направлению: Giovanni Stanghellini, Thomas Fuchs, Matthew Ratcliffe и др.
Другое течение – это исследования, которые ставят своей целью все-таки понять наиболее «странный» опыт и даже истолковать бред. «Вчувствование», основанное на общности опыта, - не единственная модель понимания. Например, мы можем понимать психотическую реальность скорее в том смысле, в каком мы постигаем научную систему, которая контринтуитивна и противоречит нашему непосредственному опыту. Эта модель называется моделью философского прояснения (philosophical clarification). Среди авторов, которые пытаются осмыслить опыт психически больных людей таким образом: Lois Sass, George Graham, Lisa Bortolotti и др.
В своей книге «Это бред! Как и для чего философы исследуют психические расстройства» я разбираю эти модели понимания психических расстройств и то, насколько они эффективны. В целом – безусловно, понимание психически больного человека имеет свои ограничения. С другой стороны, сама возможность понять внутренний мир другого человека – даже если он психически здоров – в любом случае имеет предел.