Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Мир "веселится и пляшет, кинжалами машет, в воздух палит (и не только)". А Папу Римского - "миротворца" - уж тыщу лет как не видать и не слыхать. Что за дела?

ВойнаРим+3
Евгений
  ·   · 2,9 K
Католик, журналист, историк. ¡Viva Cristo Rey!  · 22 окт 2018  ·
primizkarten

Невнимательно смотрите.

«Самый неизвестный Папа ХХ века», — так часто называли Бенедикта XV. Если о нём вспоминали, то лишь в связи с борьбой за мир во время Первой мировой войны (тоже, по сути, забытой после Второй).

Маленький человек на папском престоле (маленький в буквальном смысле: из трех одеяний, приготовленных для избранного понтифика в комнате рядом с Сикстинской капеллой, самое меньшее оказалось слишком велико для него) долго оставался затерянным в истории.

Как и его будущий преемник-тёзка, Бенедикт XV немало удивил выбором своего имени. Он выбрал его в честь Бенедикта XIV (1740 - 1758), также как и он сам бывшего до избрания на Святой престол архиепископом Болоньи.

Бенедикт XV стал последним до сегодняшнего дня аристократом на Папском престоле. На его папском гербе помещался родовой герб. И, словно бы в напоминание новой эпохе о многих веках истории папства, на престоле апостола Петра оказался представитель очень древнего рода.

Маркиз Джакомо Паоло Джованни Батиста делла Кьеза ("chiesa" по-итальянски значит "церковь") родился 21 ноября 1854 г. в Пельи, в черте Генуи, а уже на следующий день бы крещён в церкви Санта Мария делле Винье, в самом центре города. Он был третьим ребенком в семье маркиза Джузеппе делла Кьезы (1821 - 1892) и Джованны Мильорати (1827 - 1904). По преданию, род отца восходил ещё ко временам поздней Римской империи - и тогда, в IV в., его представители боролись против арианской ереси. К этому же роду причисляется Папа Каллист II (1119 - 1124). К XVI в. делла Кьеза занимали видное место среди генуэзского патрициата. Род матери дал Церкви Папу Иннокентия VII (1404 - 1406).

Бенедикт XV был первым Папой, получившим образование в светском университете. Уже с раннего возраста он хотел посвятить себя служению Церкви, и, наряду с лицеем, закончил и семинарию. Но отец настоял на получении светского образования. В 1872 г. Джакомо делла Кьеза поступил на юридический факультет Университета Генуи, который закончил в 1875 со степенью доктора права.

Учась в университете, он становится членом «Католического действия» — созданной незадолго до того организации, объединяющей студентов-католиков (позднее, став Папой, он примет участие в изменении её устава, а сегодня она является старейшей студенческой организацией Италии). При финансовой поддержке семьи он издаёт газету. Не нужно, конечно, преувеличивать, степень влияния юноши на происходящие события. Важно другое. Будущий глава Католической Церкви приобрёл опыт участия в общественно-политической жизни — опыт светского католика.

После окончания университета делла Кьеза начинает идти по обычному для священнослужителей пути. Отец семейства, наконец, пусть и с неохотой, даёт добро на то, чтобы сын встал на духовную стезю. Он настоял, однако, на том, что духовное образование сын должен получать в Риме — чтобы обеспечить сыну карьеру. Получив светскую степень доктора права в августе 1875, уже в ноябре Джакомо делла Кьеза вместе с семьёй перебирается в Рим и поступает в духовный Колледж Капраника (Сollegio Capranica), где изучает теологию (ещё одним Папой, обучавшимся в этом колледже, станет Пий XII). 21 декабря 1878 г. он был посвящён в сан священника папским викарием Рима в Латеранской базилике. Наряду с получением теологического образования (степень доктора теологии была получена им в 1879 г. в Папском Григорианском университете) продолжает и юридическое. В 1880 г. в том же университете получает степень доктора канонического права. В 1879 - 1882 гг. обучается в Академии для молодых священнослужителей благородного происхождения (Accademia dei Nobili Ecclesiastici), в которой для Святого Престола готовили будущих дипломатов.

Здесь, в 1881 г. Джакомо делла Кьеза впервые встречается человека, оказавшего большое влияние на его будущую жизнь — Мариано Рамполла дель Тиндаро (с 1882 г. - кардинала). Джакомо делла Кьеза начинает работу в курии, а в 1883 г. кадинал назначается нунцием в Мадрид и он отправляется вместе с ним туда в качестве секретаря.

В 1884 году Джакомо делла Кьеза участвует в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Малаге и Андалусии, а в 1885 разражается эпидемия холеры в Мадриде. Позднее, став архиепископом Болоньи, в своем первом послании он обратит внимание священнослужителей на необходимость их личного присутствия и личного участия там, где царит нужда.

В 1887 г. кардинал Рамполла назначается Львом XIII государственным секретарём. Вместе с ним в Рим возвращается и Джакомо делла Кьеза, где начинает проходить аппаратные ступени в государственном секретариате. Он неоднократно выполняет дипломатические поручения в Вене, а в 1901 г. становится заместителем государственного секретаря. В этом же году он становится профессором в Академии для молодых священнослужителей. Так, в понтификат Льва XIII происходит становление будущего Папы как политика и дипломата.

Папа Пий Х назначил его в 1907 году архиепископом Болоньи, а

25 мая 1914 г., на своей последней консистории, вручил архиепископу Джакомо делла Кьезе кардинальскую шапку. Кардиналом тот пробыл недолго. Спустя три месяца он был избран на престол апостола Петра.

Приобретенный во время работы в курии опыт пригодился новому Понтифику. После избрания ему не понадобилось много времени на вхождение в курс дел. Да времени и не было — война требовала срочных действий.

Мировая война поставила Ватикан в совершенно новые условия. В течение многих предшествующих веков, будучи одновременно и центром надгосударственной Церкви, и центром отдельного государства, Святой Престол действовал в военных конфликтах прежде всего исходя из своих государственных интересов. Сделав прекращение войны основным мотивом своих молитв и дипломатических усилий, Бенедикт XV с первых же дней понтификата чётко обозначил позицию Ватикана как государства: нейтралитет по отношению ко всем воющим сторонам. Используя все возможные способы: энциклики, послания, дипломатические усилия, выступления, он на протяжении войны бессчётное количество раз, никого не обвиняя, взывал ко всем странам конфликта с призывами становить кровопролитие. Призывы не были услышаны. Папе удалось добиться лишь перемирий на Рождество.

Молитвы и дипломатия в действиях Святого Престола сочетались с конкретными проявлениями милосердия и благотворительности. В Ватикане было учреждено бюро по делам военнопленных (Opera dei Prigionieri), занимавшееся розыском военнопленных и интернированных, считавшихся пропавшими без вести. В январе 1915 года Папа добился освобождения депортированных гражданских лиц — в свободную от оккупации и боевых действий южную Францию было отправлено около 20 000 человек. В 1916 г. при его участии 29 000 тяжелобольных пленных разных национальностей, в т.ч. пострадавших от газовых атак было госпитализировано в нейтральной Швейцарии. В следующем году больные туберкулезом итальянские пленные получили возможность вернуться в Италию. По словам государственного секретаря кардинала Гаспарри, за всё время войны Ватикан истратил на благотворительные нужды свыше 80 млн. лир. Дела милосердия не закончились и после окончания войны. Лежащие в руинах страны нуждались в помощи. Особое внимание Папа обращал на бедствия детей, сирот, вдов.

Папа был прежде всего прагматиком, умеющим чётко схватывать реальную ситуацию. Например, когда в Италии, как и в других странах, активно обсуждался вопрос о необходимости наделения женщин избирательным правом, многие представители католических кругов, в т.ч. и из ближайшего окружения Папы, высказывались против этого. Сам же он указывал на то, что в отличии от радикальных феминисток - предводительниц движения за эмансипацию, основная масса женщин будет голосовать за поддержку традиционных ценностей.

Бенедикт XV стал первым Папой, столкнувшимся с коммунизмом как реальной политической силой. Его ужасала как сама идеология, так и обстановка в революционной России: начавшаяся гражданская война, голод, страдания, преследования Церкви. Но и здесь молитвы он сочетал с практическими действиями. В августе 1920 г., узнав о начавшемся в России голоде, Папа обратился с призывом ко всем странам мира о сборе помощи. От имени Католической Церкви он передал для этих целей 1 млн. лир. В 1921 г., встречаясь с одним из руководителей по международному оказанию помощи, норвежцем Ф. Нансеном, он передал ему чек на 500 тыс. лир.

Не мог глава Католической Церкви оставаться безучастным к положению католиков в Советской России, вступив через своих представителей в переговоры с советским правительством.

Кроме борьбы за мир во время Первой мировой, Бенедикт XV не молчал во время геноцида армян. 28 июля 1915 года Папа Римский в очередной раз попытался призвать все страны к миру: он опубликовал апостольское увещевание, приуроченное к первой годовщине с момента начала конфликта, в котором уже не в первый раз обратился к воюющим сторонам с просьбой сложить оружие и сесть за стол переговоров. Этот важнейший документ в некотором роде предвосхищал содержимое появившейся в 1917 году «Ноты о мире». Папа Римский сделал замечание по поводу усиления национальной нетерпимости: «Народы не умирают». Если права народов не признаются, то они, «униженные и притеснённые» принесут «этот гнёт в будущее, мечтая о восстании и передавая из поколения в поколение грустное наследие ненависти и мести».

Но и это воззвание Папы осталось незамеченным, а конфликт тем временем всё усиливался. Бенедикт XV понял, что настаивать бессмысленно, поэтому воздерживался от последующих попыток призвать людей к дипломатии вплоть до осени 1916 года. Когда он понял, что его «мирное наступление» не увенчалось успехом, Понтифик с головой ушёл в гуманитарную помощь, в основном, чтобы помочь жертвам самого жестокого события Первой мировой войны – геноцида армянских христиан.

Папа Бенедикт XV направил султану следующее письмо: «В то время как боль, причинённая ужасами страшной борьбы, в которую вовлечена могущественная Империя Вашего Величества с великими нациями Европы, рвёт нам сердце, до нас доходит так же болезненное эхо стонов целого народа. Этот народ на огромных османских территориях подвергается невыразимым страданиям. Армянская нация уже видела, как большое количество, очень большое количество её сынов были отправлены на казнь, среди которых много священнослужителей и даже несколько епископов, заключённых в тюрьмы или сосланных. Теперь мы узнаём, что население целых деревень и городов вынуждено покинуть свои дома, чтобы уйти ценой невыразимых трудностей и страданий в отдалённые места концентрации, где в дополнение к душевным страданиям они должны страдать от лишений самой страшной нищеты и даже мук голода. Мы думаем, Государь, что эти бесчинства происходят вопреки воле правительства Вашего Величества. Поэтому мы с доверием обращаемся к Вашему Величеству и горячо призываем его в его великодушной щедрости проявить жалость и вмешаться во благо народа, который даже в силу своей религии побужден оставаться верным в масштабе страны Вашему Величеству. Если же среди армян есть предатели или виновные в других преступлениях, пусть они будут законно осуждены и наказаны. Но не позволяйте, Ваше Величество, с вашим высочайшим чувством справедливости, чтобы невинные люди были наказаны, и сделайте так, чтобы даже сбившиеся с пути пользовались Вашим Суверенным Великодушием. Скажите Ваше слово мира и прощения, вдохновенное и мощное, и Армянская нация, заверенная в том, что больше не будет страдать от насилия и репрессий, благословит августейшее имя своего Покровителя. С этой сладкой надеждой мы просим Ваше Величество принять наши наилучшие пожелания, которые мы выражаем для Вашего благополучия и счастья Ваших народов. Ватикан, 10 сентября 1915 г.» Источник: news.am

Немецкий историк Михаель Хеземанн отмечал в интервью ZENIT, что резня армян не замедлилась, несмотря на действия Ватикана. «Турки обещали многое, они обещали пощадить армян-католиков… Они обещали, что все депортированные армяне вернутся домой на Рождество, но это была ложь и ложные обещания», – сказал он. Депортации и резня продолжились. Более того, 87% армян-католиков были убиты – ещё больше, чем армян-григорианцев, из которых были убиты 75%. Папский протест не только не имел успеха, но оказался контрпродуктивным, добавил историк. Тем не менее, Ватикан продолжил свои усилия в попытке остановить резню, продолжая апеллировать к международному сообществу и к османским лидерам.

Источник: zenit.org

И Бенедикт XV – лишь один из примеров (из того же периода: Пий XII спасал евреев во время Второй мировой, а Иоанн XXIII остановил своим вмешательством Карибский кризис).

Ответы на вопросы о христианстве и католическом вероучении вы найдёте здесь:Перейти на catholic.tomsk.ru/catechism/content.htm