По завещанию Ярослава Владимировича от 1054 года верховную власть на Руси получил его старший сын Изяслав Ярославович, что было грубым нарушением "лествичного" права. По закону власть должна была перейти к младшему брату Ярослава Судиславу Псковскому. Но не перешла.
Беззаконность Ярослава проявилась ещё в 1014 году, когда он отказался выплачивать дань своему отцу, что по феодальным понятиям было равносильно объявлению войны. В следующий раз новгородский князь отказался признавать власть своего старшего брата Святополка, чем вызвал целую череду междоусобиц, закончившуюся лишь в 1024 году, после поражения Ярослава от Мстислава Удалого. По смерти Мстислава в 1036 году вся полнота власти перешла к Ярославу, но он не удовлетворился ею, а нагрянул в Псков и, лишив княжеского достоинства своего брата Судислава, никогда не участвовавшего в княжеских усобицах, посадил того "в порубъ". Вышеизложенное заставляет думать, что летописная фраза, приписываемая в летописи Святополку: "Избью всю братью свою и прииму власть русьскую единъ", на самом деле принадлежит самому Ярославу. Видимо зря историки прозвали его "Мудрым". Гораздо справедливее было бы прозвать его "Коварным".
Судислав просидел в темнице долгих 23 или даже 24 года и был освобождён из неё лишь в 1059 году своими племянниками Изяславом, Святославом и Всеволодом. Племянники взяли с него крестное целование, что тот не будет искать власти, принадлежавшей ему по праву, и навсегда уйдёт в монастырь. В 1063 году Судислав умер и летописец отметил недоброе предзнаменование - Волхов 5 дней тёк в обратном направлении. А на следующий год началась новая череда княжеских междоусобиц…