Обычно к трём годам, при условии отсутствия патологии, начинают говорить 99,9% детей. Речь ребенка - процесс очень индивидуальный. Во многом, на него оказывают влияние:
- темперамент,
- социальные условия,
- обстановка в семье и контакт с мамой,
- наличие старших детей,
- пол ребенка,
- развитие других языков (дети билингвы).
Существуют определённые нормативы, но они весьма усредненные. Подробно, можно ознакомиться на https://kinderlaugh.ru/rechevoe-razvitie-rebenka/
Первый год жизни
Стадия крика
Первые голосовые проявления ребенка - это крик и плач.
Стадия гуления
С 1,5 месяцев - малыш начинает гулить (а-а)
С 2 месяцев - гуление (г-у, бу-у, эы)
С 4 месяцев - произносит протяжно (а-а, а-ги, а-гу, а-ба), варьирует тон голоса.
Стадия лепета
С 6 месяцев – появляется лепет (па, ма, га)
7-8,5 месяцев - лепет (да-да, ба-ба)
8,5-9,5 месяцев - модулированный лепет (повторяет слоги с различными интонациями).
Ребенок понимает обращённую к нему речь (простые фразы).
Появляются интонации удовольствия/неудовольствия. Начинает понимать жесты окружающих.
Стадия первых слов
С 11 месяцев
К концу первого года появляются первые слова: мама, папа, баба
Произносит:
гласные: а,о,у
согласные: м, б, п, г, к
Активный словарь к концу года: 8-12 слов
Второй год жизни
Появляются первые слова и интерес к окружающему миру. Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
1год - 1год 6 месяцев
Ребенок активно подражает речи взрослых.
Пользуется звукоподражательными словами - ав-ав (собака), би-би (машина).
Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Преобладают названия предметов и обозначения действий.
Если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, трава зелёная), ребенок быстро усвоит эти понятия.
1 год 6 месяцев – 2 года
Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и личные местоимения. Начинает употреблять простые предложения из 2-3 слов, к концу года - 3-5 слов в предложении. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.
В многосложных словах пропускает слоги, одни звуки заменяет другими - апипед (велосипед), маина – машина.
Произносит:
гласные: а, у, и, о
согласные: д, т, н, б, м, п, к, г, в, ф (большинство согласных смягчают).
Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок знает 200-300 слов.
Третий год жизни
С 2х летнего возраста речь ребёнка совершенствуется:
- начинает произносить трехсложные слова (машина, кубики)
- повторяет за взрослыми сложные слова, короткие стихи
- происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы
- активно пользуется вопросами
- возникает способность к словотворчеству. Первоначально это рифмование («Аньдюшка — полюшка»), затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл («копатка» вместо «лопатка», «отключить дверь» вместо «отпереть дверь» и т.д.).
Ребёнок понимает обиходную речь и содержание сказок.
Активно общается с окружающими при помощи речи.
🌀Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими и др.: шапка - сяпка, щенок - сенок, часы - тясы.
🌀Твёрдые свистящие звуки заменятся мягкими свистящими звуками: санки - сянки, зайка - зяйка.
🌀замена окончаний и их употребление в рамках одного значения
🌀могут смешивать род
Произносит:
гласные: и, ы, у
согласные: ф, в, т, д, н, к, г, х, й
Активный словарный запас: 1000-1200 слов
Дошкольный возраст
3 - 4 года
-ребёнок начинает пользоваться развёрнутыми фразами, строить сложные предложения
-согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода
-понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи
-пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами
-активно занимается словотворчеством
-замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется
🌀Звуки "с, з, ц" заменяются на "ть, сь, зь, т"
🌀Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки
🌀Звуки "л, р" либо пропускаются, либо заменяются на "ль, й"
Появляются звуки:
с, з, ц, ш, ж, ч, щ
Активный словарный запас: около 2000 слов
4 года- 5 лет
-фразовая речь ребенка усложняется
-в среднем предложение состоит из 5-6 слов
-в речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения
-дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок
-ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи
-присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные
-изменяет силу голоса, умеет говорить шепотом
☝️практически все звуки речи произносятся правильно
🌀Исключения: звуки "ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ"
🌀могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль"
Словарный запас: около 4000 слов
5-6 лет
-ребенок овладевает типами склонений и спряжений
-строит предложение из 8 слов
-способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности
-появляется способность к выделению первого звука из слова
-дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации
☝️улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).
Словарный запас: до 5000 слов, активный словарный запас: 2500-3000 слов
6-7 лет
-к седьмому году жизни ребенок употребляет образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря; на скорую руку и др.)
-к этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи
-продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов
-осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении
-развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе
-нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью.
☝️к 7 годам все звуки родного языка произносятся правильно.
Активный словарный запас 3500-4000 слов.
Данные нормативы являются усредненными, речевое развитие некоторых детей может опережать данные показатели, но если развитие речи отстает – стоит обратить на это внимание!
Обычно это происходит до трех лет. Чаще раньше. Но речевой аппарат ребёнка очень индивидуален
Ребёнка нельзя пугать и вынуждать заговорить. Если все хорошо, до трех лет думаю переживать не стоит