Облик сегодняшнего искусства начал оформляться в эпоху исторического авангарда, когда были заложены два основополагающих вектора для развития всей дальнейшей художественной практики: с одной стороны — отказ от изобразительности (абстрактное, беспредметное искусство), а с другой — внедрение самой реальности в художественную плоскость, апроприация бытовых предметов художниками (реди-мейд). Следующая важная веха — 1960-70-е годы, возникновение и упрочение на художественной сцене концептуальных стратегий, перформанса, видео, что окончательно «дематерилизовало» объект искусства, превратив его из ремесленнической «искусной» деятельности в практику сугубо интеллектуальную, мировоззренческую. Не зря художник и теоретик искусства Йозеф Кошут назвал современную ему ситуацию «искусством после философии».