Искусство уже вполне может существовать вне музея: это доказали множество художников/ниц начиная с начала 20-го века.
Но нам нужно видеть искусство в музее, так как а) до сих пор работает такая формула: современное искусство достойно «музейного» отношения к себе, значит оно стоящее (это снимает с нас зрителей ответственность что считать хорошим искусством, а что — плохим). Потому, что до сих пор часть зрителей относится ко всему условно новому и нетипичному настороженно.
б) помогает увидеть параллели и переклички, окунуться в разные периоды истории искусства, увидеть, что современное и классическое искусство связаны, существует преемственность.
в) получить привычный и безопасный опыт, социальноодобряемый досуг: согласитесь, не все готовы, например, ловить художника в мастерской или сталкиваться с уличной акцией в городе. Конечно, музеи экспериментируют: выставляют перформансы, видео и так далее, но, всё-таки, в музейном пространстве зачастую можно отойти на безопасную во всех смыслах дистанцию от произведения. г) музеи классные, там красиво и мы их любим (даже если там на нас косо смотрят смотрители или запрещают трогать что-то руками).
Надо также сказать, что и сами музейные пространства меняются потому, что меняются произведения искусства и то, как мы с ними взаимодействуем. Мы все чаще видим, что музеи открываются в зданиях, раньше никогда бы не выбранными для таких целей. Современное искусство выставляют не только в чистых белых галерейных пространствах, называемых «белыми кубами» и среди произведений искусства прошлого в залах классических музеев; но и в «чёрных ящиках», больше похожих на кинотеатры и в заводских цехах, жилых и офисных пространствах. То есть, не только искусство уходит из музея, но и музеи уходят куда-то ещё: например, на индустриальные окраины городов, или в спальные районы.