В 182 гл. "Основы освобождения" можно прочесть:
"11. Именуют "Манаса" (Разумным) того изначального, о ком провозвестили великие риши (учителя);
Он - безначальный и бесконечный Бог, нераздельный, неветшающий, бессмертный.
12. Он именуется Авьякта (Непроявленный): Вечный, Негибнущий, Непреходящий;
Им произведённые существа рождаются и умирают.".
И там же, в гл. 232:
"1. Светозарное, чистое Брахмо есть то, из чего всё это происходит;
Два (рода) существ, подвижных и неподвижных, (происходят) от одной сути*.
2. Пробудившись с начала дня, (Ишвара) производит преходящий мир силой незнанья (авидья) …".
По приведенным текстам видно, что суть, из которой началось проявление вселенной, имеет свойства разума. При этом причиной развёртывания вселенной послужила "сила незнания".
Если принять, что разум это способность накапливать информацию и оперировать ей, то "сила незнания" это такой недостаток информации, который приводит к внутреннему дисбалансу первоначальной сути и способствует такой её трансформации, которая приводит к появлению новой - Великой Сути (Махан).
(В современной науке присутствует теория информации, но при этом информация не учитывается как космологическая сила).
Махан (Великая Суть) переводится с санскрита как "великая душа", "вселенская душа".
Далее читаем гл. 182:
"13. Первым тот бог произвёл того, кого именуют именем Махан;
Махан произвёл Аханкару, …".
Аханкара в переводе с санскрита - "делающий я", "основа личности".
Итак получается:
1 - разум, обладающий информацией, имеющий силу синтеза, способствующей появлению новых сутей с новыми свойствами;
2 - вселенская душа. Махан=буддхи (разумная воля);
3 - основа личности.
В ведической космологии каждая последующая суть имеет свойства предыдущих + новое (своё) свойство, присущее только ей. Следовательно вторая суть имеет свойства разума + одно своё, новое свойство - воля. Третья имеет свойства разума, свойство воли и свойство личности - обособление.
Если первичная ипостась в христианстве это Отец, то следующая - Святой Дух, а третья - Сын.
Продолжаем читать гл. 182:
"13. … затем (произвёл) тот владыка
14. (Того, кто) именуется Акаша (пространство), все существа содержащего владыку;
От Акаши возникла вода, из воды - огонь и воздух*;
15. От сочетания воды и воздуха земля возникла.".
В христианстве первые 3 космологические сути называются триединством. Самая красивая аналогия (на мой взгляд) это аналогия с вектором, который хоть и один, но неотделим от своих трёх проекций.
Си́мволом ве́ры в христианстве называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1‑м и 2‑м
Вселенских Соборах.
Коптская православная церковь, например, считает, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя.
Это если вкратце.
(Цитаты представлены в переводе с санскрита Бориса Леонидовича Смирнова).