Я учился в школе. Но плохо учил литературу и почти не читал художественную литературу. У меня маленький словарный запас. Я недавно пытался читать роман "Евгений Онегин", но он мне показался сложным. Я не понял многих слов. Я узнал, что его читают в 9 классе. А какие есть полегче? Например, классические книги для 5 или 6 класса, неважно русские или иностранные
И как мне расширить словарный запас?
Я в последнее время всё активнее замечаю, что достаточно большое число людей говорит о непонимании русской классики 8-9 классов. А ведь этим детям в 6 классе ещё суют «Слово о полку Игореве». Ладно бы оно было ещё в оригинале или хотя бы в переводе Жуковского, так их заставляют читать какие-то переводы а-ля «Библия для детей», где весь текст уложен в некий синопсис, будто разжёванный для умственно отсталых. Общая картина и общий образ существенно портится, и великое произведение со своими самобытными образами - предтечами параллелизма («Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты...
О Русская земля! Уж ты за горами
Далеко!») больше не может показать своё первоначальное значение для читающих его в первый раз детей.
Я вижу здесь не столько причину винить себя в косноязычии или неграмотности, сколько показанное педагогом неумение привлечь внимание к своему предмету. Литературу лучше всего и удобнее всего воспринимать далеко не отдельно, а в связке со многими другими предметами, как с историей, так и с МХК. Школьная классика - это повод посмотреть на каждое произведение как на зеркало своей исторической эпохи (как и зеркало эпохи, когда действует сюжет). Именно поэтому, если что-то непонятно, то лучше не бросать книгу и ничего не сглатывать, а параллельно брать на руки и толковый словарь, и учебник по истории России (или зарубежной истории, если потянет на западную классику). Говоря конкретно о «Евгении Онегине», необходимо вспомнить про издание полного собрания сочинений Пушкина, где включён комментарий Юрия Лотмана к роману и его же «Очерк дворянского быта онегинской поры».
Говоря в общем и целом, я не буду вам ничего советовать конкретного читать. В классической литературе нет какого-либо произведения, которое якобы должно у вас сразу по щелчку зажечь и интерес, и страсть к литературе, и её полноценное понимание. Читайте из неё всё, что угодно, но с дополнительной литературой для разъяснения исторического и бытового контекста, а с середины XIX века - ещё и идейно-философского (то есть читать «Преступление и Наказание» Достоевского вместе со Штирнером, ответом на идеи которого и был написан роман).
И под конец. Если честно, что-то мне говорит о том, что вы брешете, когда заявляете, будто вообще «учились в школе», а не прогуливали около четверти занятий. Не успевать в установлении хороших отношений с художественной литературой, пока по остальным предметам ставят хорошие оценки, могут только люди со словарным запасом, сверх меры своего возраста переполненным научными терминами из более старших классов и курсов, и, как правило, это связано с презрением к художественной литературе, которому учит, например, Невзоров. Но не ваша в этом вина на все сто процентов. Если учителю трудно заинтересовать учеников чтением книг, такого учителя лучше менять, а учеников - муштровать дисциплиной и приучением к примитивному человеческому уважению.
Читайте всё, на что глаза смотрят, только осмысленно. Если вам трудно представить историю и быт XIX века хотя бы на уровне знания популярных в то время предметов домашнего обихода, то никакой «Онегин» не расширит словарный запас. На худой конец, поэзия второй половины ХХ века в помощь.