Про литературу мне трудно сказать, но в целом причины появления русофобии конкретно на Западной Украине связаны с расширением Советского Союза на запад после поражения Польши в 1939 году. При этом СССР присоединил территории с нелояльным населением, которое не было индоктринировано в коммунистическом ключе и не участвовало в ранних стадиях советского проекта (ликвидация безграмотности, коллективизация, индустриализация, антирелигиозные кампании). В итоге, у местного населения, которое было весьма религиозным и консервативным, выработалась ассоциация "русское = советское", и свою неприязнь к Советской власти они стали переносить на всех "москалей".
Часть новых территорий СССР - Галичина (Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области), Буковина (Черновицкая область), Закарпатье - вообще никогда не раньше входили в состав России, если не считать кратковременного занятия царскими войсками во время Первой мировой войны. Эти земли были частью Австро-Венгерской Империи, которая оказывала ограниченную поддержку украинскому национализму - как для противодействия соседней Российской Империи, так и для сдерживания польского национального движения. Не будем забывать, что такой моноэтнической Галичина стала только только в результате 1) Холокоста; 2) депортации поляков при перечерчивании границ восточноевропейских государств союзниками после Второй мировой войны - до того, скажем, Львов был польско-еврейским городом в большей степени, чем украинским.
Пророссийская часть интеллигенции Галичины, Буковины и Закарпатья (т.н. "москвофилы") была подвергнута жестоким репрессиям во время Первой мировой войны (стоит упомянуть концлагерь Талергоф). Но ещё более важно то, что русское движение в Австро-Венгрии было построено вокруг православного панславизма, который после 1917 года окончательно превратился в утопическую идеологию: православная Россия, вокруг которой могли бы объединиться славянские народы, исчезла, а на её месте возник атеистический СССР. Союз с коммунистами для многих москвофилов был неприемлем. После ПМВ, уже под властью новых независимых государств (Польши, Чехословакии, Румынии) москвофильские организации раскололись между правыми и левыми и проиграли конкуренцию проукраинским движениям.