Аутизм (или расстройства аутистического спектра) - это нарушение развития при котором у человека снижена способность эффективно обучаться в процессе социального взаимодействия. Есть множество навыков, которым дети учатся у своих родителей или у других людей, и которым детям с аутизмом научиться крайне затруднительно. Задержка или своеобразие развития этих навыков, в частности задержка в формировании речи, понимании речи, задержка и своеобразие формирования игры и других социальных и коммуникативных навыков – все это может являться симптомами аутизма, и не заметить их практически невозможно. Например, в возрасте полутора лет ребенок с аутизмом может плохо реагировать на обращения к нему, может как будто не слышать речь, у него может не появляться жестов или слов (обычно к полутора годам мы ожидаем как минимум 10-15 слов и большого количества жестов).
В возрасте двух лет у ребенка может по-прежнему быть отставание в развитии речи (может не быть слов и фраз, которые к двум годам уже должны появиться), но может быть и очень своеобразное развитие речи - ребенок может говорить не для общения (например, часто повторять услышанные им слова и фразы), испытывать сложности в том, чтобы побеседовать, рассказать что-то про себя. Часто в этом возрасте становятся заметными особенные игры - они могут быть очень однообразными (с повторением одних и тех же действий), могут быть очень необычными (например, ребенок может играть с телом и ощущениями, разглядывая источники света, прислушиваясь к определенным звукам и так далее). Для родителей детей в возрасте от 18 до 24 месяцев разработан специальный опросник М-chat, который может помочь выявить риски аутизма. Вы можете пройти тест здесь аутизм-тест.рф
У более старших детей можно заметить сложности в общении со сверстниками, когда они с одной стороны могут стремиться к общению, с другой - не уметь играть в общие игры, беседовать, подстраиваться под правила игр.
Поведение людей с расстройством аутистического спектра очень сильно отличается в зависимости от того, сколько им лет, какой у них уровень развития и уровень интеллекта, какую они получали и получают помощь, и как устроена вокруг них среда. Но вне зависимости от этого, все они будут иметь постоянные сложности в социальном взаимодействии и коммуникации, именно это будет важным для того, чтобы диагностировать аутизм (расстройство аутистического спектра).