Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какова биологическая интерпретация идеи "воли к жизни"?

Сергей Королев
  ·   · 234
Обдумываю следствия расширения поверхности...  · 27 дек 2021
Стимулом трансформации организмов в ряду поколений являются изменения условий внешней среды, приводящие присущую всему живому силу роста, фактически силу воли, к автогенетическому приспособлению. Воздействие воли к жизни (в том числе и психики, и сознания, если мы можем о них говорить) на косную материю обусловило как само возникновение жизни, так и её трансформацию в соответствии с меняющимися условиями. Воля к жизни – единственная сила, способная противостоять универсальному процессу деградации и разрушения.
«Воля к жизни», «сила роста» или батмизм, как это предложил называть американский палеонтолог Эдуард Коп (Cope, 1871), проявляется неравномерно. В судьбе нашего вида (человека разумного) батмизм проявился в форме акцелерации, которая связана с появлением в ряду поколений приобретённых признаков на всё более ранних этапах индивидуального развития. Отчасти это связано с некоей закономерностью увеличения размеров в ряду поколений.
С увеличением в размерах организм может получать преимущества: лучшую защиту от хищников, более разнообразный выбор пищи, увеличение продолжительности жизни, упрощение поддержания температуры тела, увеличение мозга, устойчивость к долговременным изменениям погоды. Однако, при этом снижается плодовитость, приходится долго вынашивать потомство, возникают трудности при родах, удлиняется время заботы о потомстве (К-стратегия вместо r-стратегии), увеличивается потребность в воде и пище.
В соответствии со своей концепцией Коп допускал, что одна и та же видовая форма (в нашем случае – sapiens – разумный) могла существовать в последовательно сменявших друг друга родах и в различные геологические эпохи (а именно, прежде современных Homo sapiens были некие "Pithecanthropus” sapiens, «Australopithecus” sapiens и т.д. Более того, могла возникать ситуация, при которой один и тот же вид (в нашем случае sapiens) мог одновременно принадлежать к двум и более родам, не утрачивая при этом своих видовых признаков. Представляете! Одновременно и человек разумный и «питекантроп» разумный. То есть признаки, присущие виду человеческому были присущи ему даже тогда, когда он не принадлежал к роду «человек» - это в пику тому, как изображают наших предков реконструкторы – обязательно со следами чего-то обезьяньего.
Концепция независимого развития родовых (конституционных) и видовых (приспособительных) признаков в какой-то мере проглядывается и в известном законе гомологических рядов Н.И. Вавилова.